От типа, технических характеристик и состояния аккумуляторной батареи зависит комфорт поездок, расстояние пробега электровелосипеда на 1 заряде и эффективность использования транспортного средства. Батарея должна быть достаточно легкой, но при этом емкой и способной стабильно отдавать в нагрузки большие токи, иметь хороший циклический ресурс и не требовать сложного обслуживания.
Какая АКБ лучше?
Лучшими аккумуляторами для электровелосипедов и остальных видов персонального электротранспорта на сегодня остаются модели Li-ion и LiFePO4. Для питания электромоторов мощностью до 750 Вт используют литий-ионные АКБ, собранные из высокотоковых элементов (с типом химии IMR). Их ресурс достигает 1000 циклов заряд-разряд.
Более мощный электротранспорт оснащают батареями подвида LiFePO4. Они сохраняют исходный запас емкости на протяжении более 2000 циклов заряд-разряд, стабильно работают даже на морозе, не боятся глубоких разрядов и жестких условий эксплуатации. Такие АКБ максимально безопасны и не возгораются даже при грубом механическом повреждении или перезаряде. Но при одинаковых значениях емкости и энерговооруженности они немного тяжелее других видов Li-ion батарей.
Сравнение Li-ion и LFP аккумуляторов
Для наглядного сравнения мы представили основные характеристики Li-ion и LiFePO4 батарей в виде таблицы:
Характеристика |
Li-ion |
LiFePO4 |
Удельная энергоемкость |
110–270 Вт·ч/кг |
90–160 Вт·ч/кг |
Допустимые токи |
Заряда – до 3С, разряда – до 10С. |
Заряда – до 5С, разряда – до 25С. |
Номинальное напряжение |
3,7 В |
3,2–3,3 В |
Рабочий диапазон |
от 3 до 4,2 В |
от 2,5 до 3,65 В |
Ресурс |
500–1000 циклов |
Свыше 2000 циклов |
До какого уровня можно разряжать? |
Желательно не ниже 20%, иначе ускоряется химическая деградация. |
Можно полностью. |
При какой температуре можно использовать? |
Допускается от -20 до +60 °С, но лучше всего в плане эффективности и продления срока службы – от 0 до 30 °С. |
от -30 до +55 °С |
Как ухаживать за батареей?
Литиевые АКБ не требовательны в уходе, но не любят безответственного отношения. Чтобы избежать поломки или преждевременного износа батареи, следуйте инструкции по ее эксплуатации. В частности, Li-ion аккумуляторы нельзя хранить в разряженном состоянии или заряжать токами, превышающими допустимые токи заряда.
Перед мойкой электровелосипеда аккумуляторный блок нужно снимать. Для устранения загрязнений его достаточно протереть сухой или влажной салфеткой. Заряжать АКБ желательно после каждой продолжительной поездки. Литиевые батареи не имеют эффекта памяти, поэтому их можно ставить на зарядку и при 20%, и при 40 или 60% остаточного заряда. Ждать, пока аккумулятор полностью разрядится, не нужно.
Заряжать АКБ нужно предназначенным для нее зарядным устройством с подходящим значением тока заряда. Для Li-ion моделей допустимы зарядные токи в пределах 1С, для LiFePO4 – до 5С. Это значит, что при одинаковой емкости LFP батарею можно зарядить в 5 раз быстрее, чем литий-ионную другого подвида. В процессе зарядки аккумуляторы нельзя накрывать и оставлять без присмотра.
Заряжать АКБ желательно до конца, но при необходимости возможен частичный и дробный заряд. Но старайтесь полностью заряжать элементы питания хотя бы 2 раза в месяц, чтобы сбалансировать их. После пребывания на холоде аккумуляторы нужно прогреть около часа при комнатной температуре и только после этого ставить на зарядку. При отрицательных температурах допустимо заряжать только батареи, имеющие систему предварительного подогрева.
Как хранить аккумулятор электровелосипеда?
При сезонном простое электровелосипеда и в других случаях, когда АКБ подолгу не используется, ей необходимо обеспечить правильное хранение:
- отдельно от е-байка;
- в частично заряженном состоянии – примерно на 40–60%;
- в сухом месте;
- при температуре от +1 до +20 °С;
- вдали от источников тепла и прямых солнечных лучей;
- с контролем уровня заряда каждые 3 месяца.
Хранить литиевые АКБ годами не рекомендуется, т.к. постепенно их характеристики снижаются, и со временем батарея будет работать хуже, даже если она практически не использовалась. Помните, что самые работоспособные и эффективные – свежие АКБ, в структуре которых еще не произошли неизбежные процессы старения.
Эффективное использование АКБ
Кроме технических характеристик аккумуляторной батареи, эффективность ее использования зависит от температуры окружающей среды, рельефа местности, давления в шинах, исправной работы трансмиссии и других составляющих электровелосипеда. Например, подпущенные шины приводят к увеличенному потреблению энергии электромотором. Оптимальный уровень давления пишут на боковинах покрышек.
На морозе Li-ion аккумуляторы временно теряют емкость, хуже отдают токи и быстрее разряжаются. Это объясняется измененными свойствами электролита и замедленным протеканием химических процессов. Чтобы полноценно использовать возможности АКБ при отрицательных температурах, их утепляют и снабжают элементами подогрева.
Еще один способ увеличить расстояние пробега на 1 заряде – езда в гибридном режиме «мотор + педали». Этот метод особенно актуален для е-байков малой и средней мощности – от 250 до 750 Вт. Сочетание электропривода с педальной тягой позволит эффективнее использовать накопленную в батарее электроэнергию. Особенно важно помогать двигателю педалями на крутых и затяжных подъемах.
Диагностика и устранение неполадок
Иногда в работе аккумуляторной батареи возникают неполадки, например, проблемы с зарядкой, быстрый разряд или внезапная неисправность. Ее причиной может стать повреждение проводов или контактов, окисление элементов питания из-за недостаточной гидроизоляции и попадания воды внутрь корпуса, выход из строя отдельных ячеек. Определить точную причину неполадок позволяет диагностика.
При проверке работоспособности АКБ измеряют 3 параметра:
- Емкость. Для выяснения ее значения батарею разряжают с постоянной нагрузкой и умножают значение разрядного тока на время разрядки.
- Напряжение – замеряется вольтметром или мультиметром.
- Внутреннее сопротивление – чем ниже его значение (например, 12–13 мОм), тем большие токи может принимать и отдавать батарея. Измерить этот параметр можно при помощи электронной нагрузки или измерителя внутреннего сопротивления.
По этим 3 параметрам можно диагностировать состояние АКБ, уровень ее износа и возможность дальнейшей эксплуатации. Иногда для восстановления работоспособности батареи достаточно заменить одну или несколько ячеек, из-за которых не может полноценно работать вся сборка. Но если срок службы накопителя энергии подошел к концу, восстановить его не получится. Значит, пришло время выбирать и покупать новую АКБ.
Подсказки по выбору аккумуляторной батареи
Лучше всего покупать АКБ для электровелосипеда или другой техники у производителя, который собирает аккумуляторные батареи с заданными характеристиками на заказ и предоставляет гарантию. Например, в интернет-магазине VoltBikes.ru. Наши мастера используют свежие ячейки и тщательно проверяют каждый элемент сборки, собирают АКБ в полном соответствии с заданными параметрами и технологией. В результате вы получаете надежную аккумуляторную батарею с нужными значениями емкости и вольтажа по отличной цене, без посреднических процентов.
Собрать заказываемый у нас накопитель энергии можно из ячеек предпочитаемого вами бренда, по любой схеме, в корпусе подходящей вам формы и размеров. Вместе с батареей поставляется зарядное устройство, инструкция на русском языке и гарантийный талон сроком на 12 месяцев. И даже по окончании гарантийного срока мы предоставляем техническую поддержку, тестируем и восстанавливаем АКБ при возникновении каких-либо неполадок.
В предыдущей статье мы рассказали о большом выборе наборов мотор-колес всех видов и размеров в интернет-магазине VoltBikes.ru.