Обслуживание электровелосипеда для начинающих

Обслуживание электровелосипеда своими руками – это комплекс несложных операций, для выполнения которых достаточно иметь базовые технические знания. И если основательный ремонт лучше поручать специалистам веломастерской, то с регулярными проверками всех узлов, очисткой, смазкой и настройкой механизмов владельцы е-байков справляются самостоятельно. Главное – не запускать состояние е-байка, ответственно ухаживать за ним и регулярно выполнять необходимые работы.

Шаг 1 – контролируем техническое состояние

Велосипед

Перед каждой поездкой на электровелосипеде важно удостовериться, что он исправен и готов к покорению дорог или бездорожья. При осмотре особое внимание уделяется колесам, включая шины и спицы, а также креплениям, отсутствию люфтов. Обязательно проверяется работа тормозов, заряд батареи, исправность мотор-колеса. При плавном нажатии рычага газа электромотор должен обеспечивать плавный старт без биений и шумов. Также проверяется натяг тросов в системе переключения передач и плавность вращения педалей, настраивается жесткость амортизатора.

В процессе езды необходимо прислушиваться к работе электровелосипеда, замечать посторонние шумы и не оставлять их без внимания. Например, скрип тормозов может говорить о попадании грязи, неотрегулированном зазоре между тормозным диском и калипером, деформации диска, протекании вилки и попадании масла на ротор и колодки. Любые неполадки должны быть выявлены и устранены.

После поездки e-bike очищается от пыли и загрязнений, осматривается на предмет обнаружения возможных дефектов: люфтов, недостаточно завинченного крепежа, сколов, потертостей, трещин. По мере загрязнения выполняется обслуживание цепи: чистка, смазка, проверка натяга. Чем качественнее будет проводиться профилактическое обслуживание электровелосипеда, тем реже вам придется тратиться на основательный ремонт.

Шаг 2 – своевременно меняем неисправные детали

При выявлении признаков износа или механического повреждения шин, ободьев, спиц, тормозных колодок и любых других комплектующих они подлежат скорейшей замене. Эксплуатация транспортного средства, в исправности которого есть сомнения, недопустима. При замене деталей и узлов важно следить, чтобы новые запчасти по техническим характеристикам не уступали старым, были достаточно прочными и надежными.

Шаг 3 – заботимся о колесах

Ремонт велосипеда

Для безопасной езды на развиваемой электровелосипедом скорости важно, чтобы колеса имели правильную геометрию (без восьмерок и эллипсов), были надежно закреплены и плавно вращались без колебаний и биений. Незначительные нарушения геометрии можно устранить, воспользовавшись спицевым ключом или станком для спицовки. Спицы должны быть натянуты достаточно, но без перетяга, чтобы их звучание было приятным и чистым. Наличие вибраций и повреждений спиц недопустимо. Протектор нужно регулярно проверять, чтобы убедиться в отсутствии потертостей, видимых повреждений и посторонних предметов.

В случае прокола необходимо отыскать его причину – гвоздь, камень, осколок или другой острый предмет, чтобы он не остался в шине, и заменить камеру. Чтобы снизить риск прокола в будущем, можно поместить под внешний протектор жесткий слой полиуретана или кевлара. А чтобы замедлить уменьшение давления при проколе, можно обработать пространство между шиной и камерой герметиком. Такая профилактика наиболее актуальна для электровелосипедов с повышенной вероятностью проколов, например, для маунтинбайков.

Шаг 4 – регулируем давление в шинах

Для поездок по асфальту и ровным дорогам шины нужно накачивать до давления, указанного на их боковых поверхностях. Если же предстоит поездка по ухабам или пересеченной местности, давление немного уменьшают для улучшения амортизации и сцепления шин с дорогой. Чем толще покрышки, тем мягче они могут быть накачаны. Например, у фэтбайков давление можно снижать до 0,2 атм., чтобы плавно огибать всевозможные препятствия на пути, а для поездок по городу – снова повышать до 2 атмосфер.

Шаг 5 – проверяем тормоза

Тормоза электровелосипедаВсе компоненты тормозной системы должны быть исправными и правильно настроенными, чтобы обеспечивать эффективное торможение в любых условиях. Убедитесь, что тормозные колодки всей поверхностью плотно прилегают к диску или ободу, а ручка тормоза не доходит до руля 1,5–2 см.

При неравномерном прижиме колодок к ободу нужно отрегулировать их положение, закручивая или выкручивая регулировочные болты на обеих колодках. Дополнительно нужно проверить гидролинии и рукоятки, почистить ручки, заменить ржавые рубашки и настроить положение тросиков, чтобы они не провисали и не были перетянуты.

Шаг 6 – обслуживаем амортизационную вилку

На пыльниках амортизационной вилки накапливается грязь, которая попадает внутрь вилки и ухудшает ее работу, приводит к истиранию покрытий и коррозии металла. Поэтому вилка подлежит чистке и смазыванию после каждой продолжительной поездки или с периодичностью в 150 км пробега. Полная замена демпфирующего масла выполняется после 4000–5000 км пробега. До этого нужно периодически проверять давление и закапывать вилочное масло под сальник.

Особенности обслуживания зависят от типа вилки:

  • при уходе за воздушной вилкой в ее штаны заливают 10–15 мл жидкого масла, которое нужно менять не реже 1 раза в год;
  • при обслуживании масляной вилки выполняется проверка целостности (через каждые 500 км), очистка ножек на сальниках (через каждые 150 км), смазывание сальниковой части ног (несколько раз в сезон);
  • для гидравлических моделей – выполняется замена масла с периодичностью в 5000 км пути.

Шаг 7 – регулярно очищаем и смазываем механизмы

Систематически очищать и смазывать нужно цепь, рычаги, тросы, переключатель передач, педали. После нанесения смазки нужно подождать несколько часов, чтобы обработанные механизмы подсохли. Качественная смазка для движущихся деталей снижает трение, продлевает их ресурс и делает движение плавным и тихим. Насадка-дозатор упрощает нанесение смазки.

Шаг 8 – вовремя заряжаем батарею

Девушка с велосипедомГлавное отличие е-байка от обычного велосипеда – наличие электромотора, который значительно облегчает поездки. Но мотор-колесо или кареточный двигатель не смогут работать, если бортовая батарея окажется незаряженной или преждевременно разрядится в пути. Поэтому аккумуляторы рекомендуется заряжать после каждой продолжительной поездки и использовать с четким соблюдением правил эксплуатации, чтобы избежать ее преждевременного выхода из строя.

Шаг 9 – настраиваем под себя

Для комфортных поездок электровелосипед необходимо настроить под конкретного пользователя: отрегулировать седло, руль и наклон тормозного рычага, обеспечить удобную высоту и правильную посадку. Чтобы изменить положение настраиваемого элемента, нужно захватить фиксирующий болт 6-гранным ключом и повернуть против часовой стрелки, а после установки – зажать обратно на то же число оборотов. Убедитесь, что при ровном сидении нога в колене полностью выпрямляется в нижнем положении педали, а запястья не напрягаются при переключении скоростей и торможении.

Шаг 10 – проверяем крепления

Убедитесь, что руль надежно крепится к выносу, а вынос – к раме. Проверьте, ровно ли расположен руль относительно колеса, не вращается ли он в выносе. Удостоверьтесь в надежной фиксации стержня седла. Подтяните крепление педалей и болты, которые прижимают шатуны к каретке. Проверьте, хорошо ли затянуты остальные болты и винты. Если все в порядке, можно отправляться в путь.

Читайте в предыдущей статье блога VoltBikes.ru о том, как работают бесщеточные мотор-колеса.

  • 21 июня 2023 г.
  • 1475 просмотров