Мотор-колесо имеет надежную конструкцию и рассчитано на долгий срок службы. И даже если выходят из строя подшипники или датчики холла, их замена позволяет реанимировать электромотор и продолжить его эксплуатацию. Но иногда ступичный электродвигатель перегревается при работе, а превышение допустимой температуры губительно сказывается на его техническом состоянии.
Из-за критического нагрева электрического мотора появляются шумы при его работе, темнеют обмотки, перегорают провода, утрачивают свои качества неодимовые магниты. В результате снижается КПД электродвигателя: его энергопотребление увеличивается, а развиваемая скорость, тяговые характеристики и дальность хода на одном заряде АКБ падают.
Если МК перегрелось, а нагрузка не уменьшается, температура растет скачкообразно, и двигатель вскоре «умирает». Насколько быстро – зависит от потребляемой мощности и эффективности теплоотвода. В среднем электромотор нагревается до граничной температуры меньше чем за минуту.
Причины перегрева МК
Основными причинами перегрева мотор-колеса являются:
- Некорректный выбор мощности МК при его покупке. Несоответствие мощности электромотора той нагрузке, с которой ему приходится работать. Общая нагрузка состоит из веса транспортного средства, перевозимых им людей и груза. Нагрузка значительно возрастает при преодолении крутых и затяжных подъемов, и вероятность перегрева зашкаливает. Особенно летом и при езде без педалей, по принципу мопеда. Поэтому нужно выбирать мощное и тяговитое мотор-колесо, в соответствии с его нагрузкой.
- Форсирование маломощных МК. Нередко владельцы персонального электротранспорта покупают редукторные мотор-колеса с небольшими значениями вольтажа и мощности и форсируют их, используя контроллер с увеличенными характеристиками. Например, берут МК на 36 В, 350 Вт и форсируют его контроллером на 48 В и 600 Вт. В результате возрастает динамика. Но использование электромотора в не щадящем режиме приводит к его ускоренному износу и выходу из строя.
- Нарушение правил эксплуатации двигателя, из-за которых внутреннее выделение тепла превышает допустимые значения. К перегреву электромотора приводят чрезмерные токовые нагрузки и слишком высокий крутящий момент. Поэтому чаще всего МК перегревается из-за повышения напряжения питания (в таком случае растет и ток) или увеличения механической нагрузки на валу. Дополнительно может сказываться неэффективное охлаждение (внешний отвод тепла) из-за слабого обдува или высокой температуры воздуха.
Обобщенная формула, почему греется мотор-колесо, выглядит так: недостаточная мощность МК + продолжительные высокие нагрузки. А если к этим слагаемым добавляется еще и летняя жара, перегрев электромотора и его быстрый выход из строя практически гарантирован. А вместе с движком может сгореть и контроллер.
Последствия перегрева
Когда нагрузка превышает возможности электрического двигателя, возросший ток вместо того, чтобы выполнять механическую работу, сильно нагревает обмотки ротора и постоянные магниты статора или ротора. При повышении температуры выше точки кюри магниты на время утрачивают свои свойства – до тех пор, пока температура не понизится. В обмотках ротора стремительно падает генераторная ЭДС, которая противостоит ЭДС батареи. Реактивное сопротивление обмоток уменьшается, проходящий через них ток критически увеличивается, и происходит скачкообразный перегрев.
Для неодимовых магнитов точка кюри соответствует примерно 120 °С. Если же обмотки ротора нагреваются выше 130–150 °С, в дополнение к описанным проблемам начинает разрушаться лаковая изоляция проводов и происходит межвитковое замыкание. Ток возрастает еще сильнее, как и уровень нагрева. Перегретые обмотки выглядят потемневшими или даже спекшимися и обуглившимися.
Как понять, что мотор-колесо перегревается?
При перегреве МК температура растет скачкообразно, поэтому обнаружить эту неисправность непросто. По ощущениям частота вращения остается прежней, мотор работает, а стремительный прирост тока и температуры остается незаметным, пока не оплавится изоляция на проводах обмоток и произойдет межвитковое замыкание. На этом этапе корпус МК уже будет горячим и возникнет запах гари. Но в большинстве случаев райдеры не замечают и этих признаков неисправности, продолжая движения вплоть до полного отказа электродвигателя.
Но если вы хорошо чувствуете свой транспорт и знаете границы его возможностей, просто не используйте его в запредельном режиме. Например, при крутом или затяжном подъеме, когда электровелосипед выкладывается на максимум и явно «напрягается», помогите ему педалями. Если же вы едете на электроскутере или мопеде и чувствуете, что он устал от высоких нагрузок, дайте ему отдохнуть. А в следующий раз при покупке электромотора купите более мощную модель. Также поможет контроллер с выбором мощности. В жаркий день просто выставьте в настройках половинную мощность.
Как избежать таких проблем?
Чтобы мотор-колесо не перегревалось при интенсивных нагрузках, необходимо:
- Использовать МК со встроенным датчиком температуры и контроллером, способным автоматически снижать силу тока при сильном нагреве обмоток. Когда температура превысит допустимое значение, контроллер снизит силу тока или даже временно отключит электромотор, чтобы уберечь его от перегрева.
- Вместо сложной управляющей электроники можно купить мощное мотор-колесо, с 20–50% запасом мощности, и использовать его с обычным контроллером.
- Не превышать номинальную мощность при езде и контролировать температуру МК.
- После 10–15 минут высокой нагрузки – экстремальной езды по гравию или песку, подъему по склону и т.п. – делать перерыв на 10–15 минут, чтобы двигатель остыл.
- При использовании маломощного мотора на 250–350 Вт – избегать дополнительных нагрузок на мотор и помогать ему педалями. Дополнительную нагрузку создает не только вес райдера, пассажира и перевозимых грузов, но и езда с мягкими шинами, с давлением ниже 1,5 атм., и трение тормозных колодок при их неправильной настройке.
Ранее в блоге VoltBikes вышла статья об устройстве электроквадроциклов.