Электрокомпоненты велогибрида могут работать на разном напряжении, чаще всего – 36 или 48 вольт, иногда 60 вольт. По сути, рабочее напряжение всей системы электрокомпонентов – это напряжение, выдаваемое аккумуляторной батарей электровелосипеда. К примеру, если АКБ выдает напряжение 36 В, то и контроллер, и электромотор работают на 36 В.
От рабочего напряжения системы электрокомпонентов байка зависит его максимальная скорость. Экспериментально подтверждено, что при работе вхолостую на стенде мотор-колесо на 36 или 48 вольт развивает максимальную скорость, приблизительно равную величине его вольтажа – 37 и 45 км/ч.
Использование контроллера на 36 или 48 вольт
Примечательно, что контроллеры управления на 36 В можно использовать с АКБ на 48 В, т.к. компоненты контроллера рассчитаны на напряжение до 60 В. Но наоборот это правило не работает – контроллер на 48 В несовместим с АКБ на 36 В. Он попросту не запустится в работу при таком напряжении, т.к. будет воспринимать его как признак разряженной батареи. Поэтому чаще всего используются контроллеры на 36 В, совместимые с любыми батареями. Даже если использовать такие контроллеры с АКБ на 48 В, им не грозит глубокий разряд благодаря контролю BMC платы.
В продаже встречаются контроллеры двойного напряжения – 36/48 В, 48/60 В. Применительно к электромотору важен ампераж контроллера. Через него можно установить предельно достижимую мощность питаемого им электромотора. К примеру, при параметрах 36 В и 17 А максимальная мощность питаемого контроллером мотора составляет около 612 Вт, а при значениях 60 В и 25 А – 1500 Вт.
Напряжение питания мотор-колес
На мотор-колесах для электровелосипедов указывается номинальное напряжение питания – 36, 48 или 60 В. Но напрямую такие электромоторы питание не получают. Управляющий ими контроллер получает от АКБ постоянное однофазное напряжение, затем преобразует его в 3-фазное «вращающееся» и подает на мотор-колесо.
Имея электродвигатель постоянного тока на 36 или 48 вольт, не обязательно использовать совместно с ним контроллер и АКБ того же напряжения. При желании можно использовать мотор-колесо на 48 В в сочетании с контроллером и батареей на 36 В, но максимальная скорость вращения мотор-колеса в таком случае составит 0,75 от номинальной. При использовании контроллера и АКБ на 24 или 60 В максимальная скорость составит 0,5 и 1,25 от номинального значения. Значит, можно изменить максимальную скорость электровелосипеда в большую или меньшую сторону, используя АКБ и контроллер другого напряжения.
Что касается указываемой на мотор-колесах мощности, это рекомендуемое долговременное значение для безопасной работы электродвигателя без перегрева. Кратковременно на мотор можно подать и увеличенную в разы мощность, но при ее длительном превышении могут выйти из строя пластиковые шестеренки и другие компоненты мотор-колеса.
В нашей предыдущей статье рассказывается, как правильно выбрать аккумулятор для детского электромобиля.