Машинка с электроприводом – увлекательная игрушка, в которой ребенок чувствует себя настоящим водителем и получает массу ярких эмоций. Кататься на ней можно сколько угодно, пока не сядет аккумуляторная батарея. Именно она обеспечивает питание электромотора, и от характеристик АКБ напрямую зависит время автономного проката машинки на одном заряде.
После отработки ресурса аккумуляторную батарею приходится менять. Признаками того, что пора купить новую АКБ для игрушечного электрокара, являются:
- Выработка ресурса и естественная утрата батареей ее способности накапливать и отдавать энергию. Приблизительный ресурс АКБ (измеряется в циклах заряд-разряд) зависит от ее типа. К примеру, у литий-ионных батарей он составляет около 1000 рабочих циклов. По их истечении АКБ теряет 20% своей начальной емкости, но еще остается работоспособной. Далее ее емкость снижается еще сильнее, и дальность пробега машинки между подзарядками ощутимо сокращается.
- Недостаточная емкость батареи, даже относительно новой. Этот недостаток ограничивает возможности использования электрокара, например, в пунктах проката. В таком случае стоит приобрести в дополнение к используемой еще одну АКБ (лучше – большей емкости, если позволит вместимость батарейного отсека) и использовать их поочередно.
- Неисправность старой батареи, возникшая вследствие повреждения, неправильного хранения, нарушений правил эксплуатации или по другим причинам.
- Отсутствие АКБ в подаренной или приобретенной машинке.
Какой аккумулятор выбрать для детского электромобиля
Аккумуляторные батареи для игрушечных электрокаров отличаются друг от друга значениями емкости и напряжения, типом химии, весом, габаритами, циклическим ресурсом, ценой и другими особенностями. При выборе подходящей АКБ нужно учесть номинальное напряжение и мощность электромотора, массу машинки и необходимую дальность пробега на одном заряде.
Важно, чтобы:
- Номинальное напряжение электромотора и АКБ были одинаковы. Если в машинке используется несколько батарей, помните, что напряжение суммируется при их последовательном соединении. Использовать АКБ с напряжением, превышающим рабочее значение для электромотора, нельзя. Иначе мотор и электроника выйдут из строя.
- Емкость батареи обеспечивала желаемую дальность хода и комфортное использование электрокара. При использовании нескольких параллельно соединенных АКБ их емкость суммируется.
- Новая АКБ поместилась в батарейный отсек. Размеры батареи зависят от ее емкости и типа химии. Лучшая энергетическая плотность – у литиевых моделей. Поэтому при замене АКБ других типов на литий-ионные можно значительно повысить емкость без увеличения размеров и массы батареи.
- Если в машинке используется блок из соединенных между собой батарей – их замена должна производиться одновременно. При использовании старой батареи в связке с новой АКБ одна из них будет заряжаться сильнее, а другая – слабее, и износ обеих ускорится. Желательно использовать в паре абсолютно одинаковые АКБ одного бренда. Вместо пары последовательно соединяемых АКБ напряжением 6 В подойдет одна на 12 В.
Типы химии
Как и в любом персональном электротранспорте, в детских электромобилях используются тяговые АКБ. Их главное отличие – способность подолгу работать в циклическом режиме, непрерывно питая электромотор энергией. Используемые в автомобилях стартерные аккумуляторы для этих целей не подходят. Их задача – выдавать большие пусковые токи, а в режиме постоянной отдачи энергии они быстро выходят из строя.
По химическому составу и технологии производства тяговые АКБ бывают:
- Свинцово-кислотные – герметизированные (категория AGM) и гелевые (GEL). Как и все остальные батареи, используемые в электрокарах, они необслуживаемые. Модели типа AGM содержат абсорбированный электролит, а обозначение GEL указывает на использование электролита в форме геля. Это тяжелые бюджетные батареи с большими размерами и скромным циклическим ресурсом. AGM батареи выдерживают 100–300 циклов зарядки, GEL – 125–370.
- Никель-металлогидридные (NiMH) – выдерживают около 500 циклов зарядки, работают в температурном диапазоне от −40 до +55 °C. Используются все реже, т.к. сдали позиции легким и компактным Li-Ion батареям.
- Литий-ионные (Li-Ion) – широко используются при оснащении серийных электромобилей для взрослых и детей. Их козыри:
- высокая плотность энергии;
- невыраженный «эффект памяти» – возможность подзаряжать при любом остаточном уровне заряда;
- незначительный саморазряд (до 3% в месяц);
- ресурс более 1000 циклов;
- способность работать при температурах от −20 до +50 °C (но оптимальный диапазон – от +10 до +25 °C).
Для защиты от глубокого разряда, перезаряда, короткого замыкания, перегрева и других опасных состояний Li-Ion батареи оснащаются специальными платами.
- Литий-железо-фосфатные (LiFePO4) – подвид литий-ионных батарей с отличными эксплуатационными характеристиками. Их циклический ресурс – в несколько раз выше, чем у остальных Li-Ion батарей. Среди дополнительных плюсов – незначительный саморазряд, устойчивость к низким температурам, стабильное напряжение разряда, высокая надежность и безопасность эксплуатации. Но весят они больше, чем остальные Li-Ion батареи.
Выводы
В вопросе, как выбрать аккумулятор для детского электромобиля, главное – знать напряжение электромотора (у АКБ оно должно быть таким же) и размеры посадочного места в батарейном отсеке. Выбрать новую батарею можно точь-в-точь по маркировке старой или другую – с максимально возможной емкостью при условии, что АКБ должна поместиться в отсек. Обычно в электрокары для детей устанавливаются батареи напряжением 6, 12 или 24 В. Чем крупнее модель и больше развиваемая скорость, тем выше напряжение. По типу химии лучше всего выбирать литиевые АКБ – они позволяют получить большую емкость при меньших размерах и массе.
О том, почему взрываются аккумуляторы самокатов, читайте здесь.