Пробег электровелосипеда на одной зарядке можно примерно рассчитать, зная емкость установленной на нем батареи. Ее значение в ампер-часах нужно умножить на напряжение. В результате получим величину запасаемой батареей энергии в ватт-часах. Например, для батареи с номинальными характеристиками 48 В, 12,8 Ач полная емкость составит 614 ватт-часов.
Далее можно выполнить ориентировочный расчет пробега электровелосипеда. Для этого нужно знать усредненное значение энергии, затрачиваемой его электродвигателем на 1 км пути.
Как рассчитать пробег электровелосипеда
В диапазоне мощностей 250–500 Вт потребление энергии при одинаковых скоростях у всех мотор-колес приблизительно одинаково, поэтому мощность при расчете можно не учитывать. Основное влияние на значение потребляемой энергии оказывают скорость движения, общий вес велосипеда и перевозимого багажа, особенности дороги и другие факторы.
Экспериментально установлено, что:
- При равномерной езде по ровной поверхности со скоростью 24 км/ч и при весе райдера 75 кг мотор-колесо электровелосипеда потребляет примерно 13–15 Вт·ч энергии на каждый км пути.
- При езде по прямой без ускорений со скоростью 15 км/ч – 10–11 Вт·ч/1 км.
- При увеличении средней скорости до 24 км/ч – 13–15 Вт·ч/1 км.
- При сильном встречном ветре и скорости 20 км/ч – 16–20 Вт·ч/1 км.
- При езде в гибридном режиме со скоростью 20 км/ч – 5–7 Вт·ч/1 км.
- При разгонах кратковременно потребляемая мощность может достигать 900 Вт·ч/1 км.
В таких условиях пробег электровелосипеда до полной разрядки взятой в качестве примера АКБ (48 В, 12,8 Ач, 614 Вт·ч) составит 41–47 км. Но контроллер не позволит батарее полностью разрядиться, поэтому реальный пробег в таких условиях составит около 80% от расчетного – 33–37 км. Аналогичный расчет можно выполнить и для батарей с другими характеристиками. Чтобы проехать на одном заряде больше, рекомендуется использовать экономичный стиль езды и помогать электромотору, крутя педали.
Факторы, влияющие на пробег электробайка
Реальный пробег на электровелосипеде зависит от множества факторов. В их числе:
- весовая нагрузка на транспортное средство – вес самого байка с навесным оборудованием, райдера, перевозимого груза;
- скорость движения;
- частота разгонов;
- аэродинамическое сопротивление – зависит от обтекаемости велосипеда, посадки райдера, скорости движения, силы и направления ветра (чем они выше, тем заметнее аэродинамическое сопротивление);
- трение в трансмиссии – зависит от качества деталей и смазки;
- рельеф местности – подъемы и спуски «съедают» больше энергии, чем ровные участки;
- стиль вождения – для экономии энергии нужно ездить на невысокой скорости, удерживая ее на одном уровне, с минимумом торможений и разгонов;
- температура воздуха – эффективность АКБ наиболее высока при температуре окружающей среды, близкой к +20 °С;
- давление воздуха в шинах – влияет на сопротивление качению (чем меньше пятно контакта, тем лучше, но перекачанные шины снижают управляемость);
- погодные условия.
Для уменьшения веса электробайка используются алюминиевые рамы и литиевые аккумуляторы. При минусовых температурах емкость аккумуляторов временно снижается, что приводит к заметному сокращению пробега между подзарядками АКБ. Частично решить эту проблему позволяет предварительный прогрев батареи при комнатной температуре и утепление.
Гибридный режим – самый экономичный
С целью экономии заряда АКБ и значительного увеличения дальности пробега рекомендуется ездить на электровелосипедах в гибридном режиме, т.е. использовать одновременно электротягу и педали. Экспериментально рассчитано, что человек при езде на велосипеде в прогулочном темпе затрачивает 50–70 Вт, а при езде в среднем темпе или при умеренном встречном ветре – 100–150 Вт. Максимальные возможности среднестатистического человека соответствуют затратам мощности 200–300 Вт.
При езде на электровелосипеде есть возможность дозировать нагрузки и крутить педали в свое удовольствие. Это позволяет поддерживать отличную физическую форму без больших усилий.
Наша предыдущая статья посвящена типам велосипедных педалей.