Техническое обслуживание электровелосипедов – важное условие для безопасных поездок, продления срока службы транспортного средства и предотвращения проблем при его эксплуатации. Регулярная проверка, аккуратная чистка, тщательная смазка и своевременная замена изношенных деталей – вот основные шаги, позволяющие поддерживать велосипед в отличном техническом состоянии.
Многие работы по техобслуживанию электровелосипеда можно выполнять самостоятельно, без обращения в сервисный центр. Но даже при выполнении простейших операций, таких как чистка и смазка узлов, важно не допускать ошибок. Например, для е-байков недопустимо использование мойки высокого давления. Далее мы подробно рассмотрим 10 распространенных ошибок при обслуживании электровелосипедов и расскажем, как их избежать.
Нерегулярное обслуживание
Проверять состояние электроники и механических узлов электровелосипеда нужно перед каждым выездом и после каждой поездки. Это профилактическое обслуживание. Особое внимание при его проведении уделяется покрышкам, тормозам, передачам и подвеске. Основательное ТО необходимо проводить не реже 1 раза в год и после каждых 500 км пробега. Конечно, график техобслуживания зависит от интенсивности и условий эксплуатации е-байка. Например, внедорожные модели необходимо обслуживать гораздо чаще, чем прогулочные.
Цепь в среднем меняют через 1000–3000 км пробега, особенно если на большой ведущей звезде она сильно отходит от зубьев. Одновременно с цепью производят замену тросиков и тормозных дуг. Очень важно своевременно менять изношенные тормозные колодки, подшипники, шины, камеры, крепежные элементы, поврежденные провода и разъемы. Каждый узел, каждая деталь электровелосипеда имеет свой ресурс, и чем жестче условия эксплуатации, тем чаще подлежат замене расходные материалы и изнашиваемые детали.
Непрофессиональное вмешательство
Если вы не уверены, что сможете правильно выполнить работы по обслуживанию электровелосипеда, поручите это дело специалистам из веломастерской. Непрофессиональное вмешательство приводит к усугублению проблемы и удорожанию последующего ремонта. Более того, не докрученные болты и другие недоработки могут стать причиной аварийной ситуации.
Мойка аппаратами высокого давления
Как бы вам ни хотелось ускорить и упростить мойку электровелосипеда, погружать его в воду или мыть струями высокого давления нельзя. В крайнем случае, так можно мыть отдельные неуязвимые части велосипеда: съемные крылья, раму, а аппаратами среднего давления – вилку, ободья, шины и тормоза. Всем остальным узлам и деталям показана обычная мойка влажной губкой или протирание салфетками.
Важно, чтобы вода не просочилась через тончайшие щели и не вывела из строя уязвимые компоненты. Звездочки и цепь нужно чистить аккуратно, используя ткань, специальную машинку, нежесткие щетки. Все электронные компоненты – мотор-колесо, АКБ, контроллер управления, фонари, велокомпьютер – мыть не нужно, тем более под напором. Их достаточно поверхностно протирать от пыли и загрязнений.
Разборка электрокомпонентов
Электронные компоненты е-байков в особом уходе и профилактическом обслуживании не нуждаются. Достаточно соблюдать правила их эксплуатации и поддерживать в чистоте и сухости внешние поверхности. Разбирать мотор-колесо, аккумуляторную батарею или другие электрокомпоненты целесообразно только при наличии знаний и опыта, необходимых для устранения возникших неполадок. При отсутствии таких навыков лучше сразу обратиться в мастерскую и не усугублять поломку.
Неправильная или нерегулярная смазка цепи
Во время езды уменьшается количество смазки на цепи, а оставшаяся смазка постепенно превращается в грязную массу. Без регулярной чистки и смазывания цепь хуже работает и быстрее изнашивается, а также препятствует четкой работе переключателя передач. Поэтому по мере загрязнения ее нужно чистить и обрабатывать специальной смазкой. После смазывания нужно дать деталям время высохнуть, чтобы свежая смазка не собрала еще больше песка и грязи.
Несмазанные рычаги, тросы, переключатель передач
Кроме велосипедной цепи, смазывать нужно и другие детали е-байка:
- шарниры тормозной системы – смазка оберегает их от ржавчины и воздействия влаги, но при смазывании важно не затрагивать колодки и обод, чтобы не ухудшилось качество торможения;
- шарниры переднего переключателя, элементы манетки и места прохождения тросика привода;
- ось и подвижные элементы направляющих роликов заднего переключателя – чтобы исключить шумы при вращении, их нужно немного смазать, а затем насухо протереть;
- рукоятки привода тормозов – чтобы обработать смазкой трос привода, зажмите тормоз.
Смазку нужно наносить исключительно на чистые поверхности, иначе она смешается с грязью и не принесет никакой пользы. Если же все сделать правильно, электровелосипед будет ехать лучше и тише.
Неправильное давление в шинах
Для хорошего наката по асфальту и другим ровным поверхностям шины е-байка желательно накачивать по максимуму – до давления, указанного на боковинах покрышек. Перед поездкой по пересеченной местности давление нужно немного снизить, чтобы обеспечить дополнительную амортизацию и лучшее сцепление с дорогой. Но помните, что слабо накачанные шины больше подвержены истиранию и проколам. Исключением являются толстые покрышки фэтбайков – в них давление можно менять от 0,2 атм. для езды по бездорожью до 2 атм. для передвижения по асфальту.
Ошибочный выбор запчастей
При замене узлов и деталей, которые выработали свой ресурс или пришли в негодность по другой причине, нужно выбирать комплектующие с подходящими характеристиками. Элементы конструкции электровелосипеда испытывают повышенные нагрузки, и чем мощнее е-байк, тем более крепкими и надежными должны быть его составляющие. Например:
- ободья должны быть двойные, усиленные;
- спицы – достаточно толстые, способные выдержать значительные нагрузки;
- дропауты – с усилителями;
- амортизационная вилка – стальная, прочная.
Некорректный выбор АКБ
Аккумуляторная батарея должна быть достаточно емкой и мощной, чтобы обеспечивать необходимый запас хода и не греться при повышенных нагрузках. Для питания электрических моторов мощностью до 750 Вт подходят Li-ion аккумуляторы, а для более мощных двигателей – модели подвида LiFePO4.
Неправильная зарядка батареи
Заряжать АКБ нужно в четком соответствии с прилагаемой к ней инструкцией. Нельзя превышать допустимые токи заряда или чем-то накрывать батарею при зарядке. Недопустимо заряжать батарею на морозе, если она не оснащена системой подогрева. Любые отклонения от правил эксплуатации, как минимум, сократят ресурс батареи, а критические нарушения могут привести к ее возгоранию.
В предыдущей статье блога VoltBikes.ru приведена инструкция на мотор-колесо электрического велосипеда.