От технического состояния электровелосипеда зависит и комфорт, и безопасность поездок. Как и другие виды транспорта, е-байк требует бережного и заботливого отношения, полноценного ухода и своевременного обслуживания. Чтобы избежать неприятностей в пути и преждевременного износа дорогих узлов, нужно поддерживать электровелосипед в полностью исправном и работоспособном состоянии.
Какой уход необходим е-байку?
Уход за электровелосипедом во многом идентичен обслуживанию обычного велосипеда. Независимо от наличия или отсутствия электропривода, нужно тщательно следить за техническим состоянием транспортного средства, перед каждой поездкой внимательно осматривать его, своевременно менять изношенные детали, смазывать подшипники, настраивать тормоза.
Но помимо этого владельцам е-байков необходимо контролировать состояние электронных компонентов:
- следить за работой мотор-колес и реагировать на подозрительные шумы;
- своевременно заряжать аккумуляторную батарею и не допускать ее полного разряда;
- беречь ее от перегрева и переохлаждения;
- не хранить АКБ подолгу в разряженном состоянии;
- не допускать попадания в уязвимые электронные узлы пыли и влаги.
При соблюдении правил эксплуатации ресурс Li-ion аккумуляторов превышает 1000 циклов заряд-разряд, а модели подвида LiFePO4 отрабатывают более 2000 циклов. Для зимних покатушек АКБ утепляют, а иногда и снабжают системой подогрева, чтобы избежать снижения емкости и ухудшения остальных характеристик на морозе. В условиях высоких температур важно обеспечить батарее полноценный обдув и эффективный отвод тепла, не оставлять ее под воздействием прямых солнечных лучей и в целом не допускать перегрева.
Для безопасного использования все литиевые АКБ имеют BMS платы защиты и мониторинга. Они не допускают перезаряда, полного разряда, перегрузок по току, короткого замыкания, переполюсовки, перегрева и других опасных состояний при эксплуатации батарей. Например, БМС плата прекращает зарядку Li-ion батареи, когда напряжение достигает 4,2 В на ячейку, и отключает ее от нагрузки при падении напряжения до 3 В на элемент.
Защита от влаги и коррозии
Электронные узлы электровелосипедов обычно имеют влагостойкое исполнение. У большинства е-байков класс пылевлагозащиты – IP54, т.е. они не боятся попадания пыли и произвольно направленных брызг воды. Но чтобы спокойно кататься под дождем и не бояться попасть под ливень, стоит сделать дополнительную герметизацию и усиленную влагозащиту электроники, например, по классу IP65. В таком случае корпуса электронных устройств будут полностью пыленепроницаемыми, а само оборудование не будет бояться не только брызг, но и произвольно направленных струй воды.
Защита класса IP65 оберегает е-байки и остальные виды персонального электротранспорта от коррозии металла, разрушения мест соединения проводов, короткого замыкания, поломки электронных компонентов и других неприятностей. Герметизировать нужно все чувствительные к влаге узлы: электрические моторы, корпуса АКБ и контроллеров управления, электронные платы, велокомпьютер, ручку газа, разъемы, провода. Для этого используют эластичные герметики, водостойкие лаки (в 3 слоя), компаунды, водоотталкивающие составы.
Как отмыть грязь?
Даже при высоком классе пылевлагозащиты недопустимо погружать электровелосипед в воду или мыть его струями высокого давления. Этот метод мойки допустим только по отношению к покрышкам и раме, если быть осторожным и не направлять струю в уплотнительные прокладки. Для очистки остальных частей предпочтительна классическая мойка мокрой губкой с последующим протиранием микрофиброй или обработка влажными салфетками.
Возможны и другие способы, но только не использование аппаратов высокого давления, как на автомойках. Иначе вода просочится даже через микроскопические щели и отверстия, что неизбежно приведет к негативным последствиям – если не сразу, то со временем. Если возиться с влажной губкой совсем неохота, можно воспользоваться аппаратом среднего давления. С помощью таких аппаратов можно мыть вилку, тормоза, раму, ободья, покрышки.
Со звездочками и цепью нужно быть предельно аккуратными. Мотор-колесо, аккумуляторный блок, контроллер и всю навесную электронику – от фонарей до велокомпьютера – лучше вообще не трогать. А чтобы было проще ухаживать за электровелосипедом в плане поддержания чистоты, можно установить на него съемные полноразмерные крылья. Они снизят попадание грязи на многие узлы, а сами легко отмоются в ванной или с использованием водной струи.
Регулярное обслуживание
Механические узлы электровелосипеда нуждаются в регулярном обслуживании и уходе. Прежде всего, это:
- визуальный контроль состояния е-байка на предмет выявления потертостей, сколов, разбалтывания и других дефектов;
- очистка от пыли, загрязнений, ржавчины;
- проверка и замена изношенных элементов, например, тормозных колодок, покрышек, ободьев, спиц;
- контроль состояния крепежных элементов;
- проверка натяжения тросов в системе переключения передач;
- своевременное обслуживание цепи, включая периодическую чистку и смазку, проверка натяга;
- контроль фиксации колес и выравнивание их геометрии – устранение незначительных восьмерок или эллипсов с применением спицевого ключа или станка для спицовки;
- проверка крепления руля и седла, настройка комфортной высоты и правильной посадки – чтобы при ровном сидении в нижнем положении педали нога полностью разгибалась в колене, а запястья не испытывали напряжения при торможении и переключении скоростей;
- контроль натяжения спиц – их звучание должно быть чистым, приятным, а не глухим и не слишком тонким;
- регулировка жесткости переднего амортизатора;
- обслуживание вилки – для пружинно-эластомерной вводится смазка в пространство между ногами и штанами, а для воздушно-масляной вилки 1–2 раза в год выполняется замена демпфирующего масла;
- проверка вращения колес – раскрутите их, приподняв над поверхностью земли, и убедитесь в плавном вращении без биений и колебаний;
- измерение давления в шинах – для горных моделей оно должно быть не менее 2 атмосфер, для фэтбайков зависит от условий поездки;
- проверка работы мотор-колеса – при плавном нажатии ручки газа оно должно мягко стартовать и тихо работать без биений и рывков;
- мониторинг тормозной системы – контроль состояния диска и колодок, настройка зазоров, проверка гидролиний и рукояток, чистка ручек, замена ржавых рубашек, настройка положения тросиков (без провисания и натяга);
- устранение люфтов любых элементов (шатунов, кареточного узла, втулок, руля);
- проверка плавного вращения педалей – без препятствий и скрипов.
Если четко следовать руководству по эксплуатации, проверять узлы велосипеда – как обычного, так и оснащенного электроприводом – необходимо перед каждым выездом. Такая предусмотрительность поможет вовремя обнаружить малейшие неполадки и избежать нештатных ситуаций при движении.
Если слетает цепь
Причиной спадания цепи может быть нехватка натяга. Для решения этой проблемы обычно удаляют одно или пару звеньев цепи. Если же натяг нормальный, причиной слета цепи может быть деформация в ней или на звездах, к примеру, перекос при езде на «крайних» скоростях. Из-за такого перекоса постепенно цепь растягивается или истирается.
Но чаще всего слет происходит по причине неотрегулированных переключателей. На них есть винтики, определяющие предел хода переключающего механизма. Настраивать переключатели нужно, начиная с минимальной скорости. Ролики и рамки переключателей обязательно должны находиться в одной плоскости со звездочками.
Как ухаживать за цепью
Велосипедные цепи нужно смазывать регулярно, при активном катании – каждую неделю. Это поможет:
- продлить срок службы цепи и звездочек – старая цепь неизбежно их стачивает, а деформации и стачивания звезд провоцируют перескоки и слеты цепи;
- наслаждаться тихой работой трансмиссии без раздражающих скрипов и лязгов.
Перед смазыванием цепь нужно почистить, а после нанесения смазки – покрутить педали несколько минут и удалить излишки сухой тканью. Изношенная цепь восстановлению не подлежит. Это расходный материал с примерным ресурсом 1000–3000 км пробега. Если цепь на большой ведущей звезде значительно отходит от зубьев, пришло время ее замены. Вместе с цепью желательно менять тросики и тормозные дуги.
Если скрипят тормоза
Причиной скрипа тормозов при езде может быть:
- попадание грязи в тормозной механизм – в таком случае скрип появляется внезапно и может вскоре исчезнуть;
- трение тормозного диска о колодки или колодок о диск – приводит к возникновению постоянных скрипов и ускоренному износу элементов тормозной системы, для решения проблемы нужно отрегулировать зазор между диском и калипером;
- попадание на ротор и тормозные колодки масла с потекшей вилки – в таком случае придется разбирать и чистить тормозной механизм или покупать новые колодки;
- деформация диска при падении – используется ключ для правки дисков или выполняется замена ротора.
При обслуживании дисковых тормозов нужно прочистить машинку, взять силиконовую смазку и смазать поверхность цилиндров. Механические дисковые тормоза настраивают натяжением тросиков. Гидравлические обследуют визуально: не должно быть никаких подтеков тормозной жидкости. Ответственное выполнение таких проверок и ремонтных работ с электровелосипедом делает его использование максимально эффективным, приятным и безопасным.
Ранее в блоге VoltBikes.ru мы рассказали об основных функциях мотора-ступицы, принципах работы и типах таких двигателей.