Питбайк – это харизматичный мини-мотоцикл категории кросс/эндуро. Он появился как маневренная замена велосипедам для использования на техлиниях гоночных трасс. Отсюда произошло и название pit bike. Буквально его можно перевести как байк для технического бокса.
Вначале это изобретение использовали технические специалисты гоночных команд. С их помощью механики быстрее перемещались по пит-лайну, что позволяло сократить время обслуживания транспорта, участвующего в заездах. Первые модели питбайков, появившиеся в 1950–1960 годах в США, преимущественно снабжались движком Briggs&Stratton на 5 л.с.
Вскоре их сменили японские мини-мотоциклы Honda Super Cub 50 и Z50 Mini Trail, который стал рекордсменом по популярности. Массовая продажа питбайков стартовала на закате 1960-х, а на заре 2000-х появились модели, адаптированные для езды по мотокроссовым трассам. Постепенно границы использования этой техники расширились.
Что такое питбайк сегодня?
Современный питбайк – это универсальный мини-мотоцикл, возможности использования которого не ограничены работой на пит-лайне. В зависимости от конфигурации и технических особенностей модели, она может применяться для езды по пересеченной местности, выполнения трюков, динамичных поездок и увлекательных путешествий.
Среди спортивных питбайков есть модели, адаптированные для мотокросса, супермото, эндуро, фристайла и других дисциплин. Еще недавно любители гонок были бы удивлены: что это такое – питбайк уже не технический помощник, а полноценный участник заездов! Да, теперь они участвуют в солидных спортивных соревнованиях.
В частности, Мотоциклетная Ассоциация в США внесла питбайки в регламент заездов по мотокроссу. Зрелищные соревнования по мини-мотокроссу, хард-эндуро, мини-фристайлу и другим дисциплинам проводят во многих странах – как на любительском, так и на официальном уровне.
Питбайк – не только для спорта
Эта разновидность мотоциклов подходит не только для гонок на специальных трассах. На питах можно кататься по бездорожью, разучивать разные трюки и оттачивать мастерство их выполнения. А при наличии водительского удостоверения на питбайке можно кататься по городским и загородным дорогам. Поэтому по возможностям использования pit bike ощутимо превосходит кроссовые мотоциклы.
Pit bike: технические особенности и преимущества
Для байков этого класса характерны:
- легкая и прочная конструкция;
- приспособленность к нагрузкам до 130 кг и жестким приземлениям после выполнения прыжков и трюков;
- хорошая амортизация;
- удобное управление – в т. ч. благодаря увеличенной колесной базе;
- отличное сцепление с дорогой – у внедорожных моделей достигается за счет «зубастой» резины;
- надежные гидравлические тормоза;
- улучшенная защита компонентов от пыли и влаги;
- у электрифицированных моделей – мощный мотор и емкая батарея, помещенная в прочный защитный корпус;
- у питбайков с ДВС – двигатель, созданный по принципу Honda Cub, с горизонтально расположенным цилиндром.
Виды питбайков
Несмотря на общее название, питбайки разных моделей значительно отличаются и по внешнему виду, и по техническим характеристикам. В частности, можно купить спортивные и городские модели, технику для подростков и взрослых райдеров, мощную и средней мощности, с большим разбросом цен. Особую нишу занимают электропитбайки – оснащенные вместо ДВС электрическим мотором и аккумуляторной батареей.
В классическом варианте на питбайке стоит 14-дюймовое колесо спереди и 12-дюймовое сзади. Но популярны и другие варианты – 17/14, 10/10, 14/12 дюймов. У электрифицированных моделей обычно колеса крупнее – к примеру, 24 или 26 дюймов – оптимальные размеры для электровелосипедов. Сиденье можно выбрать как мотоциклетного типа, так и велосипедное – в зависимости от конструкторских идей и предпочтений заказчика.
О правах и регистрации
Если рабочий объем двигателя не превышает 50 см3 или мощность электромотора не превышает 4 кВт, для управления питбайком достаточно иметь права категории «М». При объеме ДВС до 125 см3 или мощности электромотора до 11 кВт нужна категория «А1». Открыть их можно с 16 лет. Регистрации подлежат ТС с объемом двигателя более 50 см3 или мощностью электромотора свыше 4 кВт.
При отсутствии ВУ выезжать на дороги общего пользования разрешается только на транспорте класса «велосипед» – с электромотором мощностью до 250 Вт. Но среди питбайков такие модели – редкость. Обычно это скоростные мини-мотоциклы, поэтому для поездок на них по дорогам ОП необходимы права. Если их нет, можете кататься по закрытым трассам, полям, лесам, на спортплощадках и дачных участках.
С юридической точки зрения питбайк можно считать не ТС, а спортивным инвентарем. В таком случае регистрировать его не нужно, а ездить можно и без прав, но только на специализированных трассах и спортплощадках, за пределами дорог ОП.
К какому типу транспорта относится электропитбайк?
Как и другие виды персонального электротранспорта, питбайки на электротяге классифицируются в зависимости от мощности установленного мотора и развиваемой максимальной скорости:
- при мощности до 250 Вт и скорости до 25 км/ч (детские модели) – этот вид транспорта приравнивается к обычным велосипедам;
- при мощности электромотора до 4 кВт и развиваемой скорости до 50 км/ч – на законодательном уровне электропитбайк считается мопедом (категория М);
- при мощности мотора в диапазоне мощности 4–11 кВт и скорости до 90 км/ч – питбайк с электроприводом приравнивается к легкому мотоциклу (категория А1).
Ранее в нашем блоге вышла статья со сравнением бензинового и электрического квадроцикла.