Для стабильного питания лодочного электромотора и других энергозависимых устройств на борту используют тяговые аккумуляторные батареи. В отличие от стартерных аккумуляторов, автомобильных и не только, они работают в циклическом режиме. Заряженные от электросети, тяговые АКБ отдают накопленную энергию в течение нескольких часов – во время работы электромотора и сопутствующего оборудования.
Чтобы не сокращать срок службы батареи, нужно четко соблюдать правила ее эксплуатации. Лодочные АКБ последнего поколения не боятся тряски и вибраций, устойчивы к внешним воздействиям и температурным скачкам. Они поставляются в герметичном корпусе, не нуждаются в обслуживании и эффективно работают в любом положении. Поэтому основное требование по их корректной эксплуатации сводится к правильной зарядке.
Тяговые LFP батареи
Сегодня лучшими тяговыми АКБ для использования на лодках и других маломерных судах остаются батареи литий-железо-фосфатного типа – LiFePO4 или сокращенно LFP. Они:
- адаптированы жестких условий работы;
- устойчивы к глубоким разрядам – в отличие от аккумуляторов с другими типами химии, менее склонны к протеканию необратимых процессов и разрушению внутренней структуры при критическом снижении напряжения;
- обеспечивают стабильно высокую токоотдачу;
- не возгораются даже при механическом повреждении и разгерметизации;
- сохраняют исходный (восполняемый при зарядке) запас емкости на протяжении 2000 рабочих циклов;
- допускают быструю подзарядку высокими токами;
- отлично работают в широком диапазоне температур (от -20 до +60 °С);
- имеют на 70% меньший вес, чем свинцово-кислотные батареи с абсорбированным или гелеобразным электролитом (при одинаковой энерговооруженности).
Как уберечь литиевые АКБ от преждевременного износа?
Хотя LFP батареи лучше других противостоят химической деградации, злоупотреблять этой особенностью нежелательно. Если напряжение на аккумуляторах упадет ниже 2 В на ячейку, в их структуре начнут протекать медленные, но необратимые процессы. Если регулярно разряжать батарею «в ноль», значение восполняемой емкости постепенно снизится и АКБ прослужит меньше, чем могла бы прослужить при более бережном использовании.
Поэтому нужно:
1. Следовать рекомендациям производителя.
2. Ставить АКБ на зарядку при уровне остаточного заряда не ниже 10%.
3. Не хранить ее в разряженном состоянии.
4. Применять зарядные устройства, работающие по схеме СС/CV. Они вначале заряжают ячейки постоянным током, а при достижении напряжения 3,65 В на элемент доливают остаточные 5–10% емкости при минимальном зарядном токе. В результате ячейки получают полноценное восполнение емкости без риска перезаряда.
5. В идеале – использовать умные ЗУ. Они умеют с помощью коротких импульсов напряжения проверять состояние ячеек и заряжать их по оптимальному алгоритму.
6. Использовать АКБ с запасом емкости – хотя бы 20% по сравнению с расчетным значением. Такая батарея будет легко выдавать необходимые разрядные токи – без критической нагрузки, работы на износ и сокращения ресурса.
3 подхода: фанатичный, ленивый и оптимальный
Среди пользователей распространено 3 подхода, как заряжать тяговый лодочный аккумулятор. Первый подход – поддерживать максимальный уровень заряда, доводить его до 100% после каждого использования АКБ, даже непродолжительного. В таком случае нарушается рекомендация производителя о хранении АКБ с ≈50% уровнем заряда. Это некритично, но периодически нужно давать батарее разряжаться до 10–30%.
Другая крайность – систематическое использование АКБ до глубокого разряда с последующим быстрым зарядом высокими токами. Хотя LFP батареи стойко переносят такие испытания, даже у них при таком подходе снижается работоспособность и уменьшается срок службы.
Поэтому лучше всего использовать АКБ в диапазоне заряда от 10–20% до 90–100%, а перед длительным хранением – оставлять заряженными примерно наполовину. Для балансировки параллелей достаточно 1 раз из 4 зарядок оставлять батарею подключенной к ЗУ после индикации об окончании процесса зарядки.
Алгоритм зарядки
Чтобы правильно зарядить лодочную АКБ для электромотора, достаточно:
1. Извлечь батарею из лодки и доставить ее в сухое помещение с плюсовой температурой. Поставить в стороне от источников огня и отопительных приборов.
2. Если АКБ использовалась на морозе, выдержать ее пару часов в помещении.
3. Взять ЗУ, работающее по принципу СС/CV. Подсоединить его к зарядному порту на батарее и подключить к сети 220 В.
4. Убедиться, что на индикаторе зажглась красная лампочка.
5. Когда цвет индикации сменится на зеленый, отключить АКБ – вынуть вилку зарядного устройства из розетки, а затем отсоединить разъем от батареи.
Категорически нельзя накрывать батарею и ЗУ в процессе зарядки, заряжать АКБ на морозе (если она не оснащена системой подогрева) и использовать ЗУ с неподходящими значениями зарядного тока. Для LFP аккумуляторов ток заряда может достигать 10С. Но в обычных условиях, когда время не строго ограничено, лучше использовать ток заряда от 1С до 5С.
Ранее мы опубликовали статью о преимуществах и опциях защитных боксов для АКБ.