Для работы лодочного электромотора и сопутствующих приборов нужен автономный источник энергии. Он должен стабильно работать в циклическом режиме, иметь достаточный запас емкости, эффективно накапливать и отдавать энергию. Кроме того, лодочный аккумулятор не должен бояться интенсивных разрядов, сильной качки и воздействия влаги.
Какой аккумулятор выбрать для лодочного электромотора?
По технологии производства, техническим особенностям и назначению есть аккумуляторные батареи 3 типов:
- Тяговые АКБ – подходят для интенсивного применения по схеме заряд-разряд, в т. ч. в тандеме с лодочными электромоторами. Они обеспечивают эффективную токоотдачу, устойчивы к окислению, интенсивным разрядам и жестким условиям работы. Срок службы тяговых батарей измеряется числом циклов заряд-разряд и зависит от типа химии. У свинцово-кислотных моделей ресурс составляет около 500 циклов, у литий-ионных – примерно 1000 циклов, у литий-железо-фосфатных – более 2000.
- Стартерные – аккумуляторы, работающие совместно с ДВС. Их миссия – ненадолго давать большие токи для запуска топливного мотора. На постоянную токоотдачу они не рассчитаны и для применения с электромоторами не подходят. При использовании не по назначению стартерные аккумуляторы подвержены быстрому износу.
- Универсальные – батареи, способные работать и в постоянном, и в пусковом режиме.
На лодках, катерах и других видах водной техники применяются аккумуляторы всех типов. Но стартерные модели предназначены для запуска топливных двигателей. Для эксплуатации с электромоторами выбирайте тяговые АКБ или в крайнем случае универсальные.
Подробнее о типах химии
Совместно с лодочными электромоторами используются батареи, создаваемые по разным технологиям:
- WET – обслуживаемые свинцово-кислотные накопители с жидким электролитом, который нужно беречь от вытекания. В тяговом исполнении они имеют более толстые пластины и присадки, противодействующие окислению и химической деградации. Служат до 1000 циклов. В остальном WET-модели схожи с автомобильными аккумуляторами. Они недорогие и морозостойкие, но имеют тяжелый вес, требуют отслеживать уровень электролита. Из-за риска утечки электролита они должны применяться и транспортироваться вертикально, а заряжаться – в помещениях с интенсивной вентиляцией.
- AGM – необслуживаемые свинцово-кислотные накопители с электролитом, абсорбированным в стекловолокне. Они удобны в эксплуатации, не боятся крена и качки, но при циклическом использовании имеют срок службы около 400 циклов и не должны разряжаться ниже 30%.
- GEL – необслуживаемые свинцово-кислотные накопители с гелеобразным электролитом. Терпимы к разрядам (до 20%) и служат до 700 циклов. Нечувствительны к крену и по рабочим параметрам выигрывают у WET и AGM накопителей.
- Li-ion – не требующие обслуживания литий-ионные батареи. Благодаря большой удельной энергоемкости обеспечивают отличный запас энергии при легком весе и компактных размерах. Быстро восполняют заряд и обеспечивают стабильную токоотдачу. Служат более 1000 циклов. Для защиты от перезаряда, критического разряда, перегрева и других опасных состояний имеют БМС плату.
- LiFePO4 – необслуживаемые литий-железо-фосфатные АКБ. Один из видов Li-ion батарей с отменными рабочими параметрами. Не зря считаются лучшими среди всех тяговых аккумуляторов. Стабильно отрабатывают свыше 2000 циклов, не боятся сильного разряда и высоких токовых нагрузок, имеют устойчивую химическую структуру, не теряют емкость на морозе и не возгораются даже при механическом повреждении.
По соотношению цены, срока службы и технических характеристик лучшими аккумуляторами для питания электрических моторов в 2022 году остаются литиевые АКБ подкатегории LiFePO4.
Критерии выбора лодочного аккумулятора
При выборе АКБ для лодочного электромотора обязательно учитывают величину и массу судна вместе с пассажирами, режим его использования (тип водоема, скорость течения, стиль рыбалки), мощность мотора и дополнительного электрооборудования. Важную роль играет также частота и длительность эксплуатации водной техники.
Главными критериями выбора выступают:
- Тип АКБ – выбирайте тяговую или универсальную модель, адаптированную для работы в любом положении, при качке и в большом температурном диапазоне. В идеале – LiFePO4.
- Вес и размеры – литиевые батареи при равном запасе емкости легче и меньше свинцово-кислотных моделей. Поэтому батареи Li-ion и LiFePO4 удобнее в эксплуатации, переноске и хранении.
- Мощность, которую АКБ сможет длительно выдавать без падения емкости.
- Емкость – влияет на время работы электрооборудования и запас хода на 1 заряде. Должна быть достаточной для работы электромотора на 100% мощности в течение 2 часов. Лодочный электромотор имеет ориентировочное токопотребление 1 А на 1 фунт мощности. При упоре 25 фунтов 2-часовое питание мотора на полной мощности обеспечит батарея на 50 Ач. Чаще всего с лодочными электромоторами используются АКБ емкостью от 100 Ач.
- Напряжение – должно соответствовать вольтажу мотора (12, 24, 36, 48 вольт).
- Наличие прочного герметичного бокса с ребрами жесткости и комфортной ручкой.
О том, как правильно заряжать тяговый лодочный аккумулятор, читайте здесь.