Установка лодочного электромотора – простая задача, которая легко решается в одиночку или с участием помощника. В инструкции к каждому аппарату подробно описываются все шаги по его креплению. Нужно просто следовать инструкции, аккуратно выполнить все необходимые действия и тщательно затянуть крепежные винты.
От того, как установить электромотор на лодку, зависит скорость и маневренность судна, эффективность работы движка и срок его службы. Но чаще всего несоблюдение правил монтажа приводит к снижению оборотов или отсоединению мотора. Поэтому крепежные винты нужно плотно зажимать, регулярно проверять на предмет раскручивания и, при необходимости, подтягивать.
Способы установки электромотора
Принцип крепления лодочного электродвигателя зависит от его типа:
- Подвесной электрический мотор с телескопическим румпелем крепится на транец лодки вместо маршевого двигателя с помощью резьбовых зажимов. Он максимально прост в монтаже и снятии. Иногда устанавливается рядом с основным мотором. Часто используется для оснащения небольших ПВХ лодок, чтобы ходить по тихим рекам, заповедным водоемам и небольшим озерам.
- Навесной аппарат – крепится к кавитационной плите главного (уже установленного) подвесного двигателя. Управляется дистанционно. Играет роль дополнительного движителя.
- Носовой электродвижок – монтируется на специальной платформе (монтажной площадке) на носу лодки. В установке сложнее остальных моделей. Используется в роли компаньона для топливного двигателя. Обычно применяется для троллинга и автошвартовки, выполняет функции GPS якоря, компаса, сонара. Управление ведется с помощью ножной педали, консоли или пульта ДУ.
Крепление подвесного электромотора
Предварительно к основанию надувной лодки нужно прикрепить навесной транец. В дальнейшем к нему можно будет прикреплять разные лодочные моторы небольшого веса и мощности. У некоторых лодок съемные транцы идут в комплекте. Если же штатного транца нет, его можно купить или сделать своими руками. Правильность установки транца влияет на ход судна и его управляемость. Обычно его устанавливают под углом 90°. Это удобно и правильно.
Чтобы закрепить на ПВХ лодку электромотор подвесного типа, нужно затянуть имеющуюся на нем струбцину в штатном месте на транце. Благодаря легкой конструкции можно быстро отрегулировать и правильное положение мотора на корме, и оптимальный дифферент. Главное – плотно затянуть крепежные винты, регулярно проверять их состояние и подтягивать при необходимости.
Установка носового мотора
Монтаж носового электромотора требует больше усилий, т.к. нужна предварительная подготовка штатного места. В комплекте с движками такого типа поставляется металлическая платформа или монтажная площадка. Ее нужно правильно расположить на переднем треугольнике лодки и надежно закрепить. Затем в подготовленную базу помещается ответная часть со стороны электромотора. На ПВХ лодке носовая монтажная площадка может быть приклеена к баллону.
Электромотор на лодку устанавливается симметрично бортам, минимум на 5 см ниже днища и на 10 см ниже водной поверхности. Его нужно надежно зафиксировать, обработав отверстия силиконовым герметиком. Винты тщательно затягиваются, чтобы не допустить их самопроизвольного отвинчивания.
Общие правила
Каждый мотор имеет свои особенности конструкции, поэтому при установке нужно следовать инструкции. Но есть общие правила монтажа, актуальные для всех видов лодочных электромоторов:
- Носовую платформу или навесной транец на корме ПВХ лодки необходимо надежно соединить с корпусом судна, т.к. в дальнейшем к этой конструкции будет крепиться электромотор. Если транец будет шататься, то и мотор при старте будет болтаться в воде.
- Мотор лучше устанавливать уже на водоеме: вначале спустить лодку на воду, а затем закрепить электромотор. Лодку важно привязать, чтобы ее не сдуло ветром или течением.
- Винт лучше устанавливать на стандартной высоте – на глубине 5–10 см. При более низком погружении винта затрудняется движение, лодка идет медленнее, винт может зацепиться за камни или водоросли, и возрастает риск поломки механизма. При слишком высоком расположении винт будет бить по воде и брызгаться.
- Глубина погружения винта настраивается по месту. Винт должен полностью находиться в воде и размещаться так, чтобы мотор не вылетал на воздух, но и не был сильно затоплен.
- Важно, чтобы погруженный в воду мотор не опирался на нос лодки, а штанга вала не касалась борта и располагалась под прямым углом к водной поверхности. Чтобы достичь такого результата, основание двигателя нужно немного выдвинуть вперед. Это позволит беспрепятственно спускать электромотор на воду и поднимать его на борт.
- Задняя часть мотора не должна сильно выдаваться за борт. Иначе электромотор будет более уязвим с точки зрения возможных повреждений. Поэтому устанавливать его рекомендуется строго вдоль линии борта, без значительных выступов.
- В процессе работы электромотор может испытывать значительные нагрузки, поэтому важно убедиться в надежности его креплений.
Ранее в блоге Voltbikes была опубликована статья о времени автономной работы лодочного подвесного мотора от LiFePO4 батареи емкостью 100 Ач и напряжением 12 В.