Велосипедистам, как и остальным участникам дорожного движения, важно соблюдать установленные для них правила. И хотя от них не требуют наличие водительского удостоверения и прохождение обучения в автошколе, знать и соблюдать ПДД все равно необходимо. Это требование касается и водителей, и пешеходов. Если же человек пренебрегает действующими правилами, он подвергает опасности себя и других людей, создает аварийные ситуации и нередко становится виновником ДТП.
Терминология
Велосипедом считается транспортное средство (за исключением инвалидных колясок), имеющее минимум 2 колеса и приводимое в движение с помощью мускульной силы ездока. Также к категории велосипедов относятся электрифицированные ТС на велосипедной базе, оснащенные электромотором мощностью до 250 Вт. Скорость велосипеда с электроприводом не должна превышать 25 км/ч, иначе он относится к классу мопедов.
Водителем считается человек, управляющий любым ТС.
Пешеходом считается человек, пребывающий вне ТС на дороге, пешеходной или велопешеходной дорожке. Также к этой категории относятся люди, которые передвигаются в инвалидной коляске, катят байк, везут тележку, санки, коляску, катаются на роликах, самокате и т.п.
Механическим называют ТС, движущееся с применением мотора. Тип двигателя не важен. Исключение составляют ТС с предельной скоростью движения до 50 км/ч. Таким образом, велосипед, электровелосипед или мопед со скоростью до 50 км/ч – это ТС, а более мощный и быстрый транспорт – это механические ТС.
Велосипедист – водитель?
На распространенный вопрос – является ли велосипедист водителем транспортного средства – ответ положительный. Да, при езде он – водитель ТС и обязан соблюдать соответствующие ПДД. Но чтобы превратиться в пешехода, ему достаточно спешиться и катить ТС рядом с собой. Тогда для него будут действовать правила, актуальные для пешеходов.
Поскольку велосипед – это ТС, то для велосипедиста актуальны все пункты и подпункты ПДД касательно ТС и водителей. В периоды, когда он катит свой транспорт, велосипедист временно перестает быть водителем и должен выполнять нормы для пешеходов. Отдельные правила для велосипедистов и мопедистов приведены в разделе 24 ПДД.
Об электровелосипедах
Как водитель электротранспорта, велосипедист должен следовать требованиям, касающимся ТС в целом, всех водителей и конкретного вида транспорта. Е-байки с мощностью мотора свыше 250 Вт, но не более 4 кВт, приравниваются к мопедам, а еще более мощные модели – к легким мотоциклам. Для управления таким транспортом необходимо иметь, как минимум, водительское удостоверение категории «М» или «А1». Без прав разрешается ездить только на электровелосипедах с маломощным мотором – до 250 Вт.
Основные правила для велосипедистов в 2022 году
- О возрасте. Ездить на велосипеде по дорогам общего пользования, улицам и городским проездам разрешено лицам от 14 лет, причем ТС обязательно должно соответствовать росту водителя. В 7–14-летнем возрасте допустимо ездить по пешеходным зонам, велопешеходным и велодорожкам. На электровелосипедах с мотором мощностью более 250 Вт можно ездить с 16 лет.
- О зонах передвижения. С 14 лет велолюбителю можно ездить:
- по велополосе, велопешеходной или велодорожке;
- когда их нет – справа по проезжей части;
- когда и такой полосы нет – по обочине;
- когда нет всех предыдущих вариантов – по тротуару или другим местам для движения пешеходов.
- О техническом состоянии ТС. Как и остальные ТС, велотранспорт должен быть исправным и заметным на дороге. Необходимо оснастить его звуковым сигналом, фарой с белым светом, задним фонарем с красным свечением, яркими светоотражателями по бокам.
- О проезде перекрестков. Здесь актуальны универсальные правила приоритета и сигналы транспортных светофоров. Если же велодорожка пересекается с дорогой, и это пересечение не регулируется, приоритет имеет транспорт на дороге.
- О пешеходных переходах. Здесь движение регулируют светофоры и регулировщики, а если их нет, то приоритет имеют пешеходы. Разворот на пешеходном переходе недопустим. Но можно спешиться и перейти по нему в статусе пешехода.
- Табу для велосипедистов.
- При езде нельзя убирать хотя бы 1 руку с руля.
- Недопустимо ехать по дороге, когда рядом есть велодорожка.
- Запрещены грузоперевозки, препятствующие управлению, или транспортировка чего-либо, выступающего за габариты ТС хотя бы на полметра.
- Нельзя перевозить пассажиров. Исключение – ребенок до 7 лет и только на специальном сиденье с подножками.
- При слабой видимости нельзя ездить без включенной фары.
- Также запрещена буксировка, движение по автомагистралям и пересечение дорог с несколькими полосами движения или трамвайными путями. Нужно спешиться и перейти на другую сторону по пешеходному переходу.
- Универсальные запреты. Как и всем водителям, велосипедистам запрещено управлять ТС в утомленном, нездоровом или нетрезвом состоянии или передавать управление таким лицам. Нельзя в процессе движения говорить по телефону, держа его в руке. При попадании в ДТП недопустимо покидать место происшествия и трогать велосипед до приезда сотрудников ГИБДД.
За пренебрежение ПДД велосипедисту полагается штраф от 800 до 1500 рублей, в зависимости от степени тяжести нарушения.
Выводы
На велосипедистов распространяется большая часть требований, изложенных в ПДД, плюс отдельные правила 24 раздела. Электровелосипеды с мощностью мотора в пределах 250 Вт приравниваются к обычным велосипедам, а более мощные (до 4000 Вт) считаются мопедами. В процессе езды велосипедист – водитель, а если он спешился и катит байк, то приравнивается к пешеходу.
В предыдущей статье мы рассказали о том, как сделать недорогой электровелосипед.