Амортизационная вилка уменьшает тряску при велопрогулках, улучшает управляемость и плавность хода, снижает нагрузку на руки велосипедиста. Благодаря уменьшению вибрации поездки становятся более комфортными, райдер меньше устает, значительно продлевается ресурс рамы, подшипников и других частей конструкции.
Когда в работе амортизатора наблюдаются нарушения, причина обычно кроется в износе компонентов или в загрязнении масла. Грязь в масляной среде образует абразив, который постепенно повреждает покрытие ног и бушингов вилки. Решение проблемы заключается в переборке вилки, ее очистке и регулировке. Также в процессе эксплуатации вилки нужно минимизировать попадание внутрь ее конструкции грязи.
Периодичность процедур по уходу
Обслуживание передней вилки горного велосипеда должно выполняться не реже, чем:
- после каждого выезда – необходимо протирать ноги около пыльников, чтобы грязь не оказалась в масле;
- ежесезонно и через 100–150 км пробега – требуется очистка и смазывание ног на сальниках;
- спустя 500–1000 км проката – полагается осмотр штанов, проверка их целостности и отсутствия трещин, разборка и смазывание сальников;
- ежегодно и через 4000–5000 км – выполняется смена масла.
Задний амортизатор следует чистить не реже 2-х раз в сезон. Если на горном велосипеде шатается вилка или возникли другие неполадки с амортизатором, нужно выполнить его обслуживание или ремонт. Экономия на сервисе и халатное отношение к состоянию частей велосипеда приводит к увеличенным расходам на покупку новых железок.
Конструкция велосипедной вилки
Современные велосипедные вилки имеют строение «труба в трубе». В пространстве между ними расположен бушинг – проставка, уменьшающая люфт и трение, позволяющая поверхностям свободно скользить между собой. Все компоненты имеют обильную смазку и защищены от внешней среды сальниками и пыльниками. Наряду с ними иногда используется пропитанное маслом кольцо из поролона. Оно обеспечивает интенсивную смазку бушингов и снижает трение.
Инструменты и принадлежности
Чтобы подтянуть вилку на горном велосипеде и ликвидировать возникшие неполадки, приготовьте:
- отвертку;
- шестигранник;
- гаечный ключ;
- компактный газовый ключ;
- пассатижи;
- керосин для промывки компонентов;
- смазку;
- шприц;
- вилочные масла;
- тряпки, защитные перчатки.
Демонтаж вилки
Чтобы снять вилку, следует перевернуть велосипед, убрать переднее колесо, руль, вынос руля, рулевую трубу. Демонтировать вилку важно без резких движений, чтобы шарики остались в подшипнике. Следует взять острый предмет и снять конусовидное кольцо со штока, всесторонне поджав его.
Рассмотрим пошагово алгоритм разборки пружинно-эластомерной вилки:
- взять шестигранник и отвинтить нижние болты;
- учитывая ход, отвинтить болт, ответственный за регулировку степени сжатия пружины Preload;
- вынуть эластомер, ограничивающий пружинный хорд;
- убрать штаны, отвинтить болты;
- повернуть бушинги вокруг их оси, извлечь их отверткой, достать пыльники.
Разборка завершена. Далее следует осмотр компонентов на предмет их целостности, промывка в керосине, смазывание.
Уход за пружинно-эластомерными вилками
Чтобы смазать пружинно-эластомерную вилку, нужно набрать масло в шприц и залить его под пыльник. Потом – разработать вилку и удалить остатки смазки ветошью. На ноги у сальников желательно наносить тефлоновую смазку. Удобно пользоваться средствами в форме аэрозоля. Предпочтение стоит отдавать силиконовым и прозрачным консистентным смазкам.
Переборка пружинно-эластомерной вилки с очисткой внутренних компонентов выполняется в такой последовательности:
- демонтируются и очищаются штаны;
- протираются и смазываются штоки;
- очищаются, замачиваются и смазываются сальники;
- очищаются и смазываются пружины;
- очищается эластомер, если он задубевший – подрезается (для смягчения вилки цилиндр эластомера достаточно уменьшить на 1–2 см);
- протираются бушинги;
- выполняется обратная сборка.
Если эластомер разрушен, его частицы могут оказаться между пружиной и корпусом ноги, приводя к заклиниванию вилки. В таком случае остатки эластомера можно полностью убрать. При этом ход вилки увеличится, но есть риск ее полного пробоя.
Обслуживание масляных и пружинно-масляных вилок
Особенность таких моделей состоит в присутствии в одной из штанин масляного картриджа. Он исполняет роль демпфера. Перебирать и смазывать переднюю вилку на горном велосипеде (как, впрочем, и задний амортизатор на двухподвесе) важно для поддержания ее эффективной и долговечной работы. Для обслуживания нужны вилочные масла 2-х типов: демпфирующее вязкостью 5W и смазочное на 15W.
Обычно после 1-й переборки вилка функционирует даже лучше, чем изначально после приобретения. Это объясняется взаимной притертостью деталей, их тщательной очисткой и заливкой чистого масла. Желательно проверять, смазывать вилку и менять изношенные резинки ежемесячно. Об актуальности замены масла говорит уменьшение хода вилки, ухудшение отскока и неудовлетворительная работа регулировок.
Рассмотрим, как заменить масло в передней вилке велосипеда. Демпфирующий механизм размещен в правой ноге. Для обслуживания нужно:
- убрать вверху блокировочную ручку;
- ключом на 24 выкрутить пластиковый блокирующий механизм;
- без значительных усилий вынуть механизм из трубы, держа вилку вертикально;
- слить масло, если оно помутневшее – нужно будет заменить;
- перевернуть вилку и осторожно выдавить оставшийся в ней поршень регулировки интенсивности отскока, на конечном этапе выдавливания воспользоваться отверткой или длинным стержнем;
- тщательно вычистить все поверхности;
- залить в демпфер чистое масло 5W;
- поместить кольца в масло 15 W;
- промазать сальники рекомендуемой смазкой;
- аккуратно установить демпфер обратно, не допуская выливания масла;
- проработать штоком отскок, погонять внутри масло для его лучшего распределения;
- смазать консистентной смазкой уплотнители из резины;
- установить их на место.
Проблема течи масла
Незначительная течь из правой ноги непосредственно после процедуры замены масла – явление временное. Это вытекают излишки, попавшие в шток. Также временно (максимум день) могут наблюдаться проблемы с блокировкой хода. Они исчезнут, когда масло распределится по картриджу. Продолжающаяся течь может свидетельствовать о том, что при монтаже демпфера уплотнитель деформировали, замяли или не полностью ввинтили в ногу.
Для устранения неполадок нужно:
- разводным ключом немного выкрутить демпфер, оголяя резьбу;
- осмотреть уплотнитель;
- смазать резинку;
- ввинтить демпфер.
Если масло протекает из-под блокировки вилки (находящийся вверху синий диск), установите вспомогательное кольцо. Если наблюдается течь из-под регулировки отбоя, можно сделать 4–5 витков фум-ленты по болтовой резьбе в месте, где расположен переключатель интенсивности отскока. Также следует заменить уплотнительное кольцо на более массивное. Для устранения течи через шток отбоя придется полностью разобрать этот узел и заменить в штоке внутреннее уплотнение.
Уход за воздушными и воздушно-масляными вилками
Такая конструкция передней вилки горного велосипеда считается наиболее сложной для переборки. Она имеет масляный демпфер и воздушную камеру, в варианте Solo Air – одну, в версии Dual Air – две. Процесс обслуживания во многом схож с алгоритмом ухода за масляными вилками, но дополнительно нужно:
- стравить воздух;
- поместить уплотнители из поролона в смазку вязкостью 15W и выдержать в ней;
- после монтажа демпфера – в камеры влить по 5 мл масла 15W (воспользоваться шприцом, держать его наконечник под углом 45°);
- после монтажа поршней – накачать вначале позитивную, а затем негативную камеру.
Как регулируется вилка на горном велосипеде
При регулировке передней вилки горного велосипеда вначале выставляется сэг. Регулируется отскок. Под них настраивается низко- и высокоскоростная компрессия. Регулировку нужно делать пошагово: после каждой корректировки контролировать ход при езде, а потом приступать к настройке следующего параметра. Это поможет ощутить отличия в ходе и лучше оценить результаты произведенной регулировки.
В вопросе, как отрегулировать ход передней вилки горного велосипеда, рекомендуется начинать настройки из нейтральной позиции. Следует на 100% открутить стрелки компрессора против часовой стрелки и на 50% выставить отскок.
Как ухаживать за вилкой горного велосипеда
Правильный уход за велосипедной вилкой включает:
- Поддержание ее в чистоте без использования мойки повышенного давления. Под напором загрязнения с пыльников и вода могут частично оказаться внутри вилки, способствуя ее ускоренному износу и худшему выполнению своих задач.
- Очистку пыльников чистой ветошью. Достаточно обернуть лоскут чистой ткани вокруг ноги конструкции и устранить загрязнения движениями со стороны в сторону.
- Использование защитной пленки – для защиты вилки от сколов и прочих повреждений. Дополнительно рекомендуетсяо проклеить пленкой места прилегания кабелей и гидролиний, чтобы избежать их трения о вилку при езде.
- Своевременное сервисное обслуживание – в соответствии с инструкцией. При износе сальников и пыльников внутрь попадает все больше загрязнений, и приходится чаще менять масло.
Помните, что регулярное техобслуживание амортизаторов и содержание их в чистоте требуют усилий, но сполна окупаются их долговечной и эффективной работой.
Смотрите в нашей предыдущей статье обзор видов электрофэтбайков.