Перед покупкой электровелосипеда, как и перед оснащением велосипеда электроприводом, необходимо определиться с подходящими техническими характеристиками транспортного средства. Основные из них – мощность электромотора, тип и емкость аккумуляторной батареи, вес, развиваемая скорость и пробег электровелосипеда на одной зарядке. Скорость и дальность хода рассчитываются отдельно для режима мопед (только на двигателе) и гибридного режима (с совместным использованием электромотора и педалей).
Факторы, влияющие на пробег электровелосипеда
На расход энергии аккумуляторной батареи и дальность поездки без подзарядки существенно влияют:
- Суммарный вес транспортного средства, велосипедиста и багажа. При увеличении нагрузки пробег уменьшается. Для уменьшения веса электровелосипеда используются рамы из легких, но прочных сплавов и литиевые аккумуляторы (Li-ion, LiFePO4).
- Тип электромотора. Редукторные модели позволяют проехать расстояние примерно на 30% больше, чем прямоприводные (при идентичности остальных параметрах). Поэтому на городские велосипеды устанавливаются редукторные мотор-колеса, а двигатели прямого привода используются на скоростных и внедорожных электровелосипедах.
- Скорость езды. С ее увеличением возрастает и расход энергии, которая затрачивается на преодоление силы трения и всех сопротивлений (качению, аэродинамического и пр.). Они имеют квадратичную зависимость от скорости: если ехать вдвое быстрее, на преодоление сопротивлений будет затрачиваться в 4 раза больше энергии.
Скорость езды на велосипеде, км/ч |
Мощность электромотора, затрачиваемая на преодоление сопротивления при такой скорости передвижения, Вт |
10 |
10 |
20 |
60 |
30 |
200 |
40 |
450 |
50 |
900 |
60 |
1500 |
70 |
2500 |
- Качество дорожного покрытия. Чем оно лучше (ровный асфальт), тем больше проедет электровелосипед без подзарядки АКБ.
- Давление в шинах. Для увеличения пробега нужно минимизировать пятно контакта, т.е. туго накачать шины.
- Стиль езды. Пробег уменьшается из-за резких разгонов, поскольку на них затрачивается большое количество энергии.
Зависимость пробега от стиля и условий езды
Ниже представлены результаты наблюдений компании Bosch касательно дальности хода электровелосипеда с электромотором мощностью 250 В (массой 4 кг) и аккумуляторной батареей LiFePO4 напряжением 36 В и емкостью 8,2 А*ч (масса – 2,5 кг) в зависимости от стиля и условий езды.
Различными цветами обозначены условия езды: голубым – отличные, желтым – хорошие, оранжевым – приемлемые. Под отличными условиями подразумеваются: ровный горизонтальный ландшафт, отсутствие ветра, езда со скоростью до 20 км/ч, температура порядка 20 °С, отсутствие прицепа и багажа, вес велосипедиста – до 70 кг. Давление в шинах – высокое, протектор – мелкий, все комплектующие – высокого качества и низкой степени износа.
Под хорошими условиями эксплуатации подразумеваются: немного холмистый рельеф, легкий встречный ветер, езда со скоростью до 25 км/ч, температура в пределах +10 — +20 °С, вес велосипедиста с багажом – до 80 кг. Давление в шинах – умеренное, протектор – средний, комплектующие – с умеренным износом, использование гибридного режима (мотор + педали) в необходимые моменты, оптимальное переключение скоростей.
Под приемлемыми условиями подразумеваются: рельеф с затяжными и крутыми склонами, периодически усиливающийся встречный ветер, езда со средней скоростью 25 км/ч, температура ниже +10 °С, вес велосипедиста – более 85 кг, изношенные комплектующие, низкое давление в шинах, крупный протектор, неоптимальное педалирование и переключение скоростей, наличие багажа или прицепа.
Стили вождения классифицируются так:
- Турбо – предельная мощность помощи электромотора. Педалирование 100% + помощь мотора 250%.
- Спорт – умеренная мощность помощи электромотора. Педалирование 100% + помощь мотора 180%.
- Круиз – низкая мощность помощи электромотора для продолжительных поездок. Педалирование 100% + помощь мотора 100%.
- Эконом – минимальная мощность помощи электромотора для продолжительных поездок. Педалирование 100% + помощь мотора 30%.
- Смешанный – равноценное сочетание предыдущих режимов.
Электровелосипеды с большим пробегом на одной зарядке
При желании, можно собрать электровелосипед с пробегом 100 км и более на одном заряде. Для этого придется усилить конструкцию и нарастить аккумуляторную батарею – например, приварить к раме дополнительные секции и спрятать в них АКБ. Батарею можно собрать «под себя» из элементов типоразмера 18650. Также важно продумать возможности облегчения конструкции – использовать литиевые АКБ, рамы из алюминиевого сплава и т.д.
Читайте в нашей предыдущей статье о том, как выбрать первый электровелосипед.