Электровелосипеды притягивают взгляды, восхищают и влюбляют в себя – если не с первого взгляда, то с первого тест-драйва. Интерес к этому виду транспорта со временем только усиливается. На велосипеде с электромотором ездить легко и приятно, даже если вы покоряете крутой или затяжной подъем. Такой транспорт не вредит окружающей среде, позволяет запросто объезжать пробки и затрачивать минимум усилий при езде. Он отлично подходит для поездок по городу, увлекательных путешествий, активного отдыха.
Возможности использования такого транспорта огромны. На электровелосипеде можно кататься в хорошую погоду или круглый год, по асфальту и грунтовкам или по бездорожью, по велосипедным дорожкам или лесным трейлам, к ближайшим точкам интереса или далеко за город. Главное – выбрать e-bike, конструкция и технические характеристики которой будут оптимально соответствовать условиям будущих поездок.
Бюджет и местность езды на электровелосипеде
Е-байки бывают разных категорий – от бюджетных сити-байков за 40–70 тысяч рублей до моделей премиум-сегмента стоимостью до миллиона рублей и выше. Цена зависит от класса велосипедной базы и технического оснащения, используемых материалов и комплектующих, бренда и страны производства. Выбор электровелосипеда во многом зависит от выделенных на его покупку средств и условий планируемых поездок.
Например, для повседневных перемещений по городу подойдет компактный складной сити-байк с небольшими колесами, скоростью до 25 км/ч, расстоянием пробега до 30–40 км на одном заряде, с бюджетными амортизаторами, стандартной комплектацией и базовым набором функций. В продаже есть масса хороших е-байков такого типа. На высокие нагрузки и езду по пересеченной местности они не рассчитаны, но при корректной эксплуатации верно служат годами.
Если же электровелосипед будет использоваться для покатушек по пересеченной местности, требования к нему возрастают, а вместе с ними растет и цена. Для комфортного прохождения неровностей и препятствий на пути нужна мягкая вилка и задний амортизатор высокого качества. Для длительных поездок в непростых условиях нужна емкая и мощная АКБ. Для повышения прочности без утяжеления конструкции на брендовых е-байках используют карбоновые рамы. Такие модели выглядят как произведение инженерного искусства и технически совершенны, эффективно гасят вибрации и смягчают удары, гарантируют четкое и плавное торможение даже в сложных условиях.
Разновидности электровелосипедов
По назначению и особенностям конструкции е-байки бывают:
- Городские – предназначены для поездок по асфальту и другим ровным поверхностям. Для них характерны шины средней толщины с невыраженным рисунком протектора, полноразмерные крылья, вертикальная посадка, широкое сиденье, амортизационная вилка с коротким ходом, наличие багажника или корзины. Многие сити-байки имеют складную конструкцию, чтобы можно было с легкостью перевозить их в общественном транспорте.
- Горные – адаптированы для езды по рельефной местности, активного отдыха, прогулок по проселкам и покорения бездорожья. Для этого у них есть амортизационная вилка с длинным ходом, широкие шины с выраженным протектором (чтобы сохранять контакт с поверхностью даже во время скоростных спусков), надежные дисковые тормоза, высокопрочная рама и увеличенное число передач. Группа электрических маунтинбайков обширна и включает модели разных подвидов. Например, горные хардтейлы спереди имеют амортизационную вилку, а сзади – жесткий треугольник. У двухподвесов предусмотрена и передняя, и задняя амортизация. Из-за этого цена возрастает примерно на 30%, но при выборе электровелосипеда для экстремального катания на амортизации не экономят.
- Гибриды горных и городских е-байков – универсальные модели, комфортные сити-байки или упрощенные маунтинбайки для асфальта и грунтовки. Для них характерны 26” или 28” колеса с умеренно выраженным протектором, легкая высокая рама, прямой руль для расслабленной посадки, амортизационная вилка с коротким ходом, дисковые или V-brake тормоза.
- Электрофэтбайки – «братья» MTB велосипедов, отличающиеся от них толстыми покрышками, шириной 3,5–4,8”. Эта особенность обеспечивает фэтбайкам рекордную проходимость, мягкий ход и универсальность, позволяет с комфортом кататься по дорогам и глухим местам, грунтовкам, лесам и полям, рыхлому грунту, камням, траве, песку, снегу, льду и грязи. В зависимости от того, по какой поверхности вы планируете кататься, давление в шинах можно снизить (чтобы покрышки плавно обтекали препятствия на пути) или повысить (если качества вездехода в данный момент не нужны и незачем увеличивать энергопотребление мотора).
- Электрошоссейники и гравийные е-байки – быстрые и маневренные электровелосипеды с узкими покрышками (для меньшего сопротивления качению), облегченной конструкцией и гоночной геометрией. Имеют руль-баран, аэродинамическую посадку, мощный электромотор для скоростной езды и емкую батарею для его автономного питания.
- Электрокруизеры – кроме оригинального вида, имеют широкое сиденье, обеспечивают комфортную посадку и позволяют долго кататься, не ощущая усталости или дискомфорта. Отлично подходят для езды по городу и активного досуга, например, для поездок на пляж и пикники.
- Грузовые электровелосипеды – 2 и 3-колесные модели прочной конструкции и повышенной грузоподъемности. Имеют кофр, корзину, прицеп или другое оснащение для транспортировки грузов. Такой транспорт помогает решать хозяйственные и коммерческие задачи, в частности, он популярен среди загородных жителей, фермеров, садоводов, коммунальщиков и курьеров.
Критерии выбора электровелосипеда
Рассмотрим критерии, на которые нужно обратить особое внимание при выборе е-байка.
Мощность мотора и максимальная скорость
При выборе электровелосипеда мощность мотора играет первостепенную роль, ведь от нее зависит развиваемая скорость, способность е-байка преодолевать подъемы и ездить в режиме мопеда, прожорливость движка и возможность езды без водительского удостоверения. Без прав можно ездить на личном электротранспорте с мощностью мотора не более 250 Вт. Такие электровелосипеды легкие и экономичные, отлично подходят для поездок в режиме «мотор + педали» и развивают скорость до 25 км/ч.
Е-байки с мотором на 350–750 Вт более быстрые и тяговитые, позволяют разгоняться до 40 км/ч и уверенно преодолевают крутые или затяжные подъемы. Для управления таким транспортом нужно иметь ВУ категории «М». Более мощные электровелосипеды – с движком на 1000, 1500, 2000 Вт и выше – технически соответствуют мопедам и могут развивать скорость более 50 км/ч. На таком транспорте всю работу выполняет мотор, но и энергии для его питания нужно много. Чем мощнее и быстрее e-bike, тем выше требования к емкости его батареи, прочности велосипедной базы, надежности тормозов и вашим навыкам управления.
Тип электродвигателя
Для установки электропривода на велосипеды применяется 3 типа двигателей:
- Редукторные мотор-колеса – устанавливаются вместо втулки на переднюю или заднюю ось и непосредственно вращают ведущее колесо. Обеспечивают большой крутящий момент, отличную тягу и свободный накат при отключенном моторе. Бывают мощностью до 1000 Вт, обеспечивают максимальную скорость не более 40 км/ч и имеют ресурс ≈8000 км. Отлично подходят для городских, горных и гибридных велосипедов.
- Мотор-колеса прямого привода – также устанавливаются вместо ступицы, но отличаются более простой и надежной конструкцией без шестеренок. Бывают мощностью от 500 Вт до 6 кВт, поэтому подходят для скоростных е-байков, электромопедов и электромотоциклов. Из-за меньшего КПД и большего энергопотребления прямоприводные МК требуют установки емких и мощных аккумуляторов.
- Кареточные (центральные, подвесные) электромоторы – вместе с контроллером помещаются в каретку и вращают колеса с помощью трансмиссии. Позволяют сохранить родную трансмиссию и подходят для установки на любой велосипед, хотя предпочтительны для горных е-байков, экстремальных покатушек, езды по холмам и бездорожью. Кареточные электродвигатели примерно на 30% дороже мотор-колес, зато обеспечивают оптимальную развесовку, гибкое управление тягой и скоростью. С другой стороны, из-за низкого расположения они подвержены загрязнениям и ударам, да и трансмиссия велосипеда при использовании центрального мотора изнашивается быстрее.
Выбор аккумуляторной батареи
На электровелосипеды устанавливают энергоэффективные АКБ, способные при компактных размерах и легком весе накапливать большой объем энергии, обеспечивать стабильно высокую токоотдачу и эффективно работать в циклическом режиме. Этим требованиям соответствуют высокотоковые аккумуляторы Li-ion и LiFePO4.
На е-байки мощностью до 1000 Вт обычно ставят литий-ионные АКБ. Для мощных электровелосипедов и транспорта, используемого круглый год (в т. ч. при морозной погоде), предпочтительны литий-железо-фосфатные батареи. Ресурс Li-ion аккумуляторов достигает 1000 циклов заряд-разряд, а модели подвида LiFePO4 отрабатывают свыше 2000 циклов. К тому же, они более устойчивы к токовым нагрузкам, имеют стабильную структуру и не склонны к возгоранию в нештатных ситуациях.
Запас хода
При описании технических характеристик электровелосипедов производители указывают максимальный запас хода. Это расстояние е-байк проходит на 1 заряде в идеальных условиях: при езде по ровному асфальту без резких стартов и торможений, в экономичном режиме (на средней скорости), при нормальном давлении в шинах, весе райдера 70–75 кг, отсутствии встречного ветра, подъемов и других усложняющих обстоятельств. В таком случае расстояние пробега зависит только от характеристик АКБ (емкости, напряжения и их произведения – мощности) и потребляемой мощности мотора.
Перед тем как выбрать электровелосипед, проанализируйте, как далеко вы планируете ездить, и добавьте необходимый запас емкости АКБ в зависимости от условий эксплуатации байка. В продаже есть электровелосипеды с разной дальностью хода – от 25 до 50 и даже 100 км. Для поездок по городу и небольших загородных прогулок подходят е-байки с запасом хода 35–50 км. С увеличением характеристик растет и цена электровелосипеда.
Размещение АКБ
Батарея устанавливается в свободном месте – в треугольнике или полости рамы, на багажнике, в слоте за подседельным штырем. При этом важно учесть, где установлен мотор, чтобы получить равномерное распределение весовой нагрузки. Хорошо, если центр тяжести будет находиться посередине колесной базы и по возможности ниже. Это улучшит управляемость и маневренность, обеспечит хорошее сцепление с дорогой и комфорт передвижения.
Бортовое напряжение
Электронные компоненты электровелосипедов бывают разного вольтажа: 36, 48, 60 В. Чем мощнее и динамичнее транспорт, тем большее напряжение должна выдавать его батарея. Е-байки малой мощности оснащают батареями на 36 В. Моторы средней мощности обычно дополняют АКБ на 48 В.
От вольтажа зависит токоотдача батареи и максимальная скорость электровелосипеда. Например, батарея на 60 В и мотор на 1500–2000 Вт обеспечивают разгон до 50–60 км/ч. Для спокойных поездок по равнинной местности достаточно бортового напряжения 36 В. Оптимальным для большинства условий использования считается напряжение электронных компонентов 48 В.
Выбор рамы
Рама электровелосипеда должна быть прочной и по возможности легкой. Производители используют рамы из стали, алюминиевых сплавов, карбона. Для снижения веса без ущерба для прочности применяют специальные технологии, например:
- баттинг – когда стенки труб на стыках и в местах крепления толще, чем в средней части;
- биовальная конструкция – перераспределяет динамические нагрузки и обеспечивает нужную прочность без утолщения стенок рамы.
Размер рамы зависит от длины подседельной трубы и замеряется от оси каретки до оси верхней трубы (при классической конструкции) или до верха подседельной трубы. Для комфортных поездок важно правильно выбрать раму в зависимости от роста велосипедиста.
Рост, см |
130–145 |
145–157 |
157–162 |
162–167 |
167–172 |
Размер рамы |
13”, XS |
14”, XS |
15”, S |
16”, S |
17”, S |
Рост, см |
172–177 |
177–182 |
182–187 |
187–192 |
192–197 |
197–210 |
Размер рамы |
18”, М |
19”, М |
20”, L |
21”, L |
22”, XL |
23–24”, XL |
Вывод
В вопросе, как выбрать электровелосипед, будет правильно учесть ваши ожидания от приобретаемого транспорта, имеющиеся предпочтения и условия будущих поездок. От этих факторов зависит не только тип подходящего вам е-байка, но и его технические характеристики, и оптимальная комплектация.
Недавно в блоге VoltBikes вышла статья с рекомендациями по обслуживанию электровелосипеда для начинающих.