Права на электровелосипед в 2023 году, новые правила ПДД

В транспортном потоке все чаще встречаются велосипеды, оснащенные электромотором. В отношении этого вида ТС не первый год возникают спорные вопросы. Нужны ли права на электровелосипед? Какие правила должен соблюдать водитель электровелосипеда? Какие штрафы ему грозят за нарушение ПДД? К какой категории формально относится велосипед с мотором?

Сегодня мы подробно рассмотрим ПДД для велосипедистов, включая нововведения, действующие с 1 марта 2023 года.

Коррективы в терминологии

По обновленной терминологии из п. 1.2 ПДД, велосипедом считается ТС (инвалидные коляски – не в счет), имеющее минимум 2 колеса и зачастую движимое силами водителя, посредством педалей или рукояток. В его конструкции может быть электродвигатель мощностью до 250 Вт с предусмотренным отключением на скорости свыше 25 км/ч.

По сути, формулировка осталась прежней с небольшим уточнением: у велосипеда всегда есть педали при ножном приводе или рукоятки, если привод ручной. Соответственно, к велосипедам не относятся средства индивидуальной мобильности. Ведь по определению СИМ, например, беговелы или моноколеса, не имеют в своей конструкции педалей и рукояток. Зато к категории велосипедов относятся трициклы и веломобили – ТС с 3–4 колесами, которые движимы педалями и могут оснащаться электрическим двигателем мощностью до 250 Вт.

Новое разделение светофоров

светофор для велосипедистов фотоЕще недавно светофоры «с человечками» были актуальны и для велосипедистов, но нововведения в п. 6.5 ПДД внесли немаловажные коррективы. Теперь строго выделены 2 категории:

  1. Сигналы с изображением человека – актуальны исключительно для пешеходов.
  2. Сигналы с изображением велосипеда – актуальны для владельцев велосипедов и мопедов, перемещающихся по велополосе.

Для райдеров, перемещающихся на СИМ по тротуару, пешеходной, велопешеходной или велосипедной дорожке, а также по велополосе, актуальны сигналы обоих типов.

Стоянка на кромке тротуара теперь запрещена!

В прошлой версии п. 12.2 ПДД допускалась стоянка легковушек, мотоциклов, мопедов и велосипедов на краю тротуара у проезжей части – при наличии дорожного знака «Р» и таблички с указанием конкретного транспорта, в т. ч. велосипеда. В новой редакции велосипеды исключены из этого перечня. Соответствующую им комбинацию знаков также убрали, т.е. парковаться на кромке тротуаров у проезжей части велосипедам теперь нельзя.

Без дневных ходовых огней – можно!

С 20 ноября 2010 года всех водителей, в т. ч. на велосипедах и е-байках, обязали ездить днем с ходовыми огнями или фарами ближнего света. Теперь на транспорт из категории велосипедов это требование не распространяется.

световозвращатели фотоБез световозвращатетей – нельзя!

 

При езде на велосипедах и мопедах по-прежнему рекомендуется использовать одежду, обувь и аксессуары со световозвращающими элементами, чтобы в условиях слабой видимости быть заметными для водителей остальных ТС. Но в свежей версии п. 24.10 ПДД есть 2 уточнения:

  1. К перечню водителей добавлены лица, передвигающиеся на СИМ.
  2. За пределами населенных пунктов иметь световозвращатели и заботиться, чтобы они были видимыми для остальных участников движения не просто рекомендовано, а необходимо на законодательном уровне.

Это требование актуально и на проезжей части, и в остальных разрешенных зонах движения. Кстати, с июля 2015 года световозвращающие элементы в условиях слабой видимости обязаны использовать и пешеходы. В частности, можно использовать неоновые браслеты световозвращающие ленты, канты, наклейки, аппликации, чехлы на рюкзаки. Они делают человека более заметным на дороге, даже в темноте, и помогают избежать лишних рисков.

Где разрешено ездить?

По новым правилам ПДД (п. 24.1), к перечню зон с наивысшим приоритетом, где должны перемещаться велосипедисты старше 14 лет, добавилась проезжая часть велозоны. Ранее в этом перечне были только велодорожка, велопешеходная дорожка и велополоса.

Пешеходы – в приоритете

Согласно дополнению в п. 24.6 ПДД, при совмещенном передвижении пешеходов, велосипедистов и райдеров на СИМ приоритет всегда остается у пешеходов. Это правило актуально для всех зон, где допустима езда на велосипедах.

Как пересечь проезжую часть?

Как указано в п. 24.61 ПДД, пересекая проезжую часть за пределами перекрестка, человек на велосипеде или на СИМ обязан уступить дорогу всем участникам движения, перемещающимся по этой проезжей части.

Что с буксировкой?

В подкорректированном п. 24.9 ПДД четко указано, что велосипед может буксировать только предназначенный для него велоприцеп.

Нужно ли водительское удостоверение?

Как и прежде, для управления велосипедами и электровелосипедами с мощностью мотора до 250 Вт, если они не развивают скорость выше 25 км/ч, права не нужны. Если же ваш е-байк мощнее и быстрее (в пределах 4000 Вт и 50 км/ч), он относится к категории мопедов. Управлять таким транспортом можно при наличии водительского удостоверения категории М или выше.

О штрафах

Для велосипедистов и водителей маломощных электровелосипедов (до 250 Вт) действуют одинаковые штрафы, установленные ст. 12.29 и 12.30 КоАП РФ:

  1. За движение по левой полосе, проезд по пешеходному переходу, езду по тротуару при наличии велодорожки и подобные нарушения ПДД – 800 рублей.
  2. За создание помех остальным участникам движения – 1000 рублей.
  3. электровелосипед складной фотоЗа езду в нетрезвом состоянии – 1000–1500 рублей.

Е-байки мощностью более 250 Вт (в пределах 4000 Вт) условно считаются мопедами. Согласно ПДД для электровелосипеда в России, такой транспорт должен иметь зеркала заднего вида и приборы освещения: фару, стоп-сигнал, поворотники. Водитель, управляющий таким ТС, должен быть в шлеме и иметь при себе права категории М или выше. Для данной категории водителей действуют штрафы до 30 000 рублей с возможностью конфискации транспорта:

  1. За езду без ВУ (если оно есть, но осталось дома) – 500 рублей.
  2. За езду без водительского удостоверения (если его нет вообще) – 5 000–15 000 рублей, плюс изъятие ТС.
  3. Если человека ранее лишили ВУ – 30 000 рублей.
  4. За езду без застегнутого шлема – 1000 рублей.
  5. За езду в нетрезвом состоянии – 30 000 рублей, плюс изъятие ВУ до 2 лет.

В предыдущей статье блога VoltBikes.ru представлен обзор двухместного электрофэтбайка VBS-Super 730. Эта модель электрифицированного велосипеда имеет подключаемый полный привод мощностью 1100 Вт и формально относится к категории мопедов.

  • 28 февраля 2023 г.
  • 57754 просмотра