По методу управления мотор-колесом электрические велосипеды бывают 2 типов: e-bike и pedelec. В моделях 1-го типа скорость регулируется при помощи рукоятки газа с подведенным к ней напряжением 5 В. В рукоятке есть 3 датчика Холла, которые выдают от 0 до 4,2 В – в зависимости от угла поворота ручки. С учетом этого значения контроллер дозирует подачу электроэнергии на мотор. В таких системах старт движения, скоростной режим и выключение электромотора не зависят от педалирования – регулировка выполняется исключительно ручкой газа.
В системеpedelec электромотор используется в дополнение к педалям с целью облегчения езды. Электропривод рассматривается как дополнительный источник мощности, а не полная замена мышечной тяге. Для управления работой моторав таком случае используются системы 2 типов:
- PedalingAssistedSystem (PAS);
- TorqueSensor.
Особенности системы PAS
Система помощи педалированиюPAS – предельно простой и доступный механизм, который ставится на каретку и включает электромотор в работу при начале педалирования. Работает он благодаря датчику и нескольким постоянным магнитам. Когда велосипедист начинает крутить педали, датчик системы PASсоздает сигнал и передает его на контроллер. Тот, в свою очередь, запускает электродвигатель. Происходит это после вращения педалей на определенный угол – от 0,5 до 1,5 оборота. Когда велосипедист прекращает вращать педали, питание двигателя прекращается.
Чаще всего система PAS устанавливается на электровелосипеды в сочетании с рукояткой газа и играет второстепенную роль. Современные системы PAS используют электронный переключатель скоростных режимов, который подключается к контроллеру и обычно имеет 3 ступени. Они переключаются сенсорными кнопками на бортовом экране. Такая система не просто запускает электродвигатель на всю мощность, откликаясь на педалирование, но и позволяет выбрать подходящий режим мощности.
Датчик PAS для велосипеда – что это?
Такие датчики позволяют управлять мощностью электрического мотора при нажатии на педаль электровелосипеда, без использования ручки газа. Простейшие PASсенсоры замеряют интенсивность педалирования при помощи крепящегося к ним магнитного кольца и установленного на каретку датчика. От количества используемых магнитов зависит, сколько оборотов педалей потребуется для срабатывания PASи подачи сигнала на электромотор.
Различают:
1. Датчики системы PAS на 12 магнитов – бывают цельные и выполненные в виде 2 полуколец(устанавливаются без снятия шатунов). Установка возможна и слева, и справа, если между шатуном и кареткой есть зазор 4–5 мм. Наружный датчик подсоединяется к трубке сиденья или нижнему штырю кабельными стяжками.
2. Датчики дна 12 полюсов для монтажа на звезду. Актуальны для байков с полыми шлицевыми шатунами и наружными подшипниками, при отсутствии зазора для установки обычного магнитного кольца на каретку. Имеют вид магнитного кольца, которое ставится на внутреннюю часть ведущей звезды.
3. Мини-датчики PAS на 24 полюса. Представляют собой автономное устройство с высокой степенью чувствительности. Датчик и кольцо находятся в общем корпусе небольших размеров. Но для его установки нужно 5 мм открытой оси, причем устройство совместимо только с конусными шатунами-квадратами и стандартной кареткой.
Бывают датчики PASи других конфигураций – на 5, 8 магнитов и др.
Датчик усилия педалей TorqueSensor
Каретка для электровелосипеда с датчиком усилия TorqueSensor – это продвинутая альтернативаPAS. Она также устанавливается в педальный узел, причем обычная каретка заменяется моделью со встроенным в нее датчиком усилия педалей TorqueSensor. Поставить сенсор на традиционную каретку невозможно, т.к. ее конструкция не предусматривает такие переделки. В педальный узел помещается уже не обычный датчик старта движения, а динамометр.
Датчик усилия не считывает обороты, а замеряет прилагаемое велосипедистом усилие и, с учетом значения крутящего момента, подает соответствующий сигнал на контроллер. Чем интенсивнее велосипедист вращает педали, тем больше ему будет помогать мотор-колесо. Управляющий контроллер также должен быть совместимым с системой управления TorqueSensor.Эта технология считается более совершенной и используется на электровелосипедах премиум-класса.
Мощность мотора при использовании датчика TorqueSensor регулируется плавно, в зависимости от интенсивности педалирования. В продаже встречаются TorqueSensor под квадрат и шлицевые оси. Цена у них выше, чем у датчиков PAS, но и функционал шире. Большинство датчиков крутящего момента предназначены для кареток на 68 мм, но встречаются имодели в других размерах.
Предыдущая статья блога VoltBikesпосвящена лучшим электрофэтбайкам на российском рынке в 2020 году