Техническое обслуживание электровелосипеда перед сезоном или после долгого хранения

Электрофэтбайк VBS-Stels 2x2 фотоЭлектровелосипед – универсальный транспорт, который можно использовать круглый год. Особенно это касается моделей с внедорожными характеристиками, таких как фэтбайки и горные велосипеды на электротяге. Чтобы с комфортом катать зимой, такой транспорт снабжают зимними покрышками, подогревом руля, системой подогрева АКБ. Или используют морозоустойчивые батареи подвида LiFePO4. Тем не менее, многие райдеры предпочитают велопоездки в теплое время года, а на зиму отправляют электровелосипед на хранение.

Сегодня мы подробно расскажем о том, как после долгого хранения электровелосипеда проверить его техническое состояние и выполнить подготовку к новому сезону. Соблюдение этих рекомендаций поможет вам избежать неприятностей в пути и получать максимум удовольствия от каждой поездки.

Проверка электровелосипеда перед сезоном

Обслуживание перед сезоном начинается с визуального контроля и чистки от пыли. Если на металлических элементах появилась ржавчина, их нужно почистить с использованием специального средства. Детали, которые не внушают доверия или подверглись износу, необходимо заменить. Это проще и разумнее, чем в будущем устранять последствия, спровоцированные непригодной к эксплуатации деталью. Проверить нужно все части и системы электровелосипеда.

Электровелосипед Voltera 26" 48V 350W фотоКолеса, шины, ободья, спицы

Убедитесь, что на них нет вмятин, разрывов, трещин и других повреждений. Детали с явными повреждениями замените – не дожидайтесь, пока обод или покрышка лопнут при езде. К тому же, из-за повреждений обода неравномерно изнашиваются и быстрее приходят в негодность покрышки и тормозные колодки. Чтобы определить степень износа покрышек, замерьте глубину их протектора и протрите мокрой губкой, чтобы легче увидеть микротрещины на боковинах.

Лопнувшие спицы обязательно замените. При выявлении признаков легкой «восьмерки» или «эллипса» выровняйте геометрию колес с помощью спицевого ключа или станка для спицовки. С существенными искривлениями лучше не экспериментировать и сразу обратиться в сервисный центр. Правильно натянутые спицы имеют чистое, приятное звучание. Если они глухо побрякивают, возьмите спицевый ключ и подтяните их. Если же звук тонкий, похожий на писк – ослабьте натяжение. Посмотрите, не перекошены ли ниппели.

Проверьте, как вращается каждое из колес, если его поднять над поверхностью земли и раскрутить. Вращение должно быть плавным, без колебаний и биений. Ступичный электромотор при плавном нажатии рычага газа должен тихо, без рывков и биений обеспечивать сбалансированный старт. Перед выездом важно проверить, надежно ли закреплены колеса, соответствует ли норме давление в шинах, хорошо ли натянуты и зафиксированы спицы.

Тормозная система

Проверьте исправность и степень износа всех компонентов тормозной системы – от ручек до колодок. Проконтролируйте состояние рубашек и тросиков. Со временем они окисляются, и усилие от тормозных ручек к рычагам передается хуже. Выполните чистку ручек и замену ржавых рубашек. Тросики перед надеванием рубашек смажьте солидолом, чтобы минимизировать трение и обеспечить плавное нажатие на ручки. Натяжение тросиков должно быть без провисания и натяга.

Убедитесь, что поверхность тормозных колодок не имеет дефектов и признаков износа. При проверке работы тормозов важно, чтобы они нажимались плавно, а остановка происходила в серединном положении ручки. Нарушение этого правила говорит о неисправности или несоответствующей настройке тормозов.

Тщательно позаботьтесь о дисковых тормозах: прочистите машинку и смажьте поверхность цилиндров силиконовой смазкой. Настройка механических дисковых тормозов выполняется натяжением тросиков. Гидравлика проверяется визуально: недопустимы малейшие подтеки тормозной жидкости.

Цепь, звездочки, переключатели скоростей

Цепь Toopre Z90 фотоПроверьте их на предмет износа, проконтролируйте точность настроек, состояние переключателей и крепежа, быстроту и надежность переключений, отсутствие люфтов. Убедитесь в исправной работе заднего переключателя и роликов качения цепи. Проверьте, не задевает ли он спицы. Удостоверьтесь в точном и плавном переключении скоростей, в отсутствии дефектов на тросиках, в целостности и надежности крепления роликов переключения.

Велосипедная цепь подлежит замене каждые 2000–3000 км езды на педалях, а вместе с ней рекомендуется менять тросики и тормозные дуги. О необходимости замены цепи говорит ее значительное отхождение на большой ведущей звезде от зубьев. Для сохранения работоспособности цепь нужно регулярно чистить и смазывать жидкими смазками без растворителей. Старая цепь стачивает зубья на звездочках и постепенно удлиняется.

Каретка и шатуны

Проверьте, надежно ли закреплена каретка, не болтается ли она. В идеале – переберите ее, промойте (включая ось и подшипники), нанесите густую смазку. Проверьте шатуны, раскачивая их поперек и в полости вращения. При выявлении небольшого люфта устраните его специальным ключом. При значительной расшатанности обратитесь в мастерскую. Осмотрите зубья звезд на предмет деформаций и стачивания. Такие дефекты приводят к перескокам и слету цепи. Шестигранным ключом проконтролируйте фиксацию болтов передних звезд на правом шатуне. Убедитесь, что педали вращаются без препятствий и скрипов.

Руль, передняя вилка, седло

Убедитесь, что на рулевой колонке и передней вилке нет трещин или других повреждений. Разберите рулевую колонку, сняв вынос руля. Смажьте нижнюю часть и установите колонку – без люфта и перетяга. Проверьте, насколько удобно и правильно установлены руль и седло: руль – прямо, в комфортном для вас положении, седло – параллельно поверхности земли, устойчиво, без люфта. Убедитесь, что фиксирующие его болты надежно затянуты. Высота седла должна обеспечивать комфортное вращение педалей, а расстояние от его носка до выноса руля должно быть равным длине части руки от кончиков пальцев до локтя.

В случае обслуживания пружинно-эластомерной вилки нанесите смазку в зазор между ногами и штанами. При использовании воздушно-масляной вилки сделайте замену демпфирующего масла (эта процедура проводится 1–2 раза в год). Если на вашем электровелосипеде установлено переднее мотор-колесо, проверьте состояние дропаутов – на них приходятся высокие эксплуатационные нагрузки.

Проводка, крепления

Осмотрите все провода, проверьте целостность их оплетки и состояние контактов. Убедитесь в надежности креплений, правильности подключения электронных компонентов. Проверьте, как затянуты резьбовые соединения, надежно ли болты фиксируют вынос и руль. Возьмите шестигранник и аккуратно, без чрезмерных усилий, проверьте болты выноса, рулевой колонки, подседельного штыря, переключателей скоростей. Если электровелосипед складной, проверьте состояние механизма складывания.

Контроллер, ручка газа и остальная электроника

Проверьте работу электронных компонентов. Зарядите аккумуляторную батарею. Чтобы подать питание на контроллер, воспользуйтесь кнопкой включения электронных компонентов. При этом должен загореться индикатор уровня заряда АКБ. Медленно поверните ручку газа – мотор-колесо при этом должно плавно увеличивать обороты, без дребезжаний и рывков. Проверьте, исправны ли приборы освещения, правильно ли они установлены, достаточно ли ярко светят.

Пробный заезд

После проверки электровелосипеда нужно выполнить тест-драйв, чтобы на практике убедиться в исправности его механики и электроники. Обкатка после техобслуживания поможет вам привыкнуть к новым покрышкам и произведенным настройкам, восстановить навыки и управления и подготовиться к более длительным поездкам.

Проверка е-байка после зимней эксплуатации

Электровелосипед VoltPRO GR2990 60V 850W фото

Если электровелосипед не простаивал зимой, он требует еще большего внимания и проведения полного техобслуживания перед теплыми месяцами. Песок, влага и реагенты способствуют износу цепи и звездочек, поэтому обратите внимание на состояние трансмиссии. Также осмотрите подшипники.

Проверьте, не забиты ли грязью втулки, кареточный узел, рулевая. Воспользуйтесь консистентной смазкой для подшипников. Обязательно переберите и тщательно почистите амортизаторы, замените смазку и масло. Проверьте натяжение болтов, крепление тормозов и переключателей, положение седла.

Выводы

Если перед отправкой на длительное хранение вы хорошо позаботились о своем электровелосипеде, выполнили его чистку и техническое обслуживание, а затем хранили в сухом прохладном месте, подготовка к весенне-летнему сезону не потребует больших усилий. Достаточно будет смазать цепь, подкачать шины и зарядить аккумулятор.

Если же состояние е-байка вызывает сомнения, проверьте его по всем пунктам. При обнаружении неисправностей устраните их самостоятельно или обратитесь в сервисный центр для технического осмотра и полной переборки электровелосипеда. Своевременное техобслуживание убережет e-bike от масштабных поломок, поможет вам сэкономить деньги и избежать напрасных рисков.

Ранее в блоге VoltBikes вышла статья о популярных электротрициклах.

  • 05 мая 2023 г.
  • 869 просмотров