Сборка электровелосипеда – увлекательное творческое занятие. Это своеобразный конструктор для взрослых, позволяющий по максимуму реализовать имеющиеся предпочтения и получить классный персональный электротранспорт под конкретные задачи. Так же как конструктор, электровелосипед собирают из отдельных деталей. От их выбора, соединения и слаженной работы зависят технические характеристики транспорта, комфорт и дальность поездок.
Требования к велосипедной базе
Электровелосипед собирается на основе обычного велосипеда с прочной рамой подходящей ростовки, удобной посадкой, надежной вилкой и исправной механикой. Например, можно взять горный велосипед с передними дисковыми тормозами для эффективного торможения в любых условиях и широким рулем, на котором легко поместятся необходимые аксессуары. Выбор велосипедной базы зависит от имеющихся предпочтений и условий предстоящей эксплуатации е-байка.
После установки электропривода велосипед испытывает повышенные нагрузки – и по весу, и по крутящему моменту. Поэтому рама и вилка должны иметь хороший запас прочности, ободья должны быть двойными, а спицы – усиленными. Для установки заднего МК промежуток между дропаутами должен составлять 130–135 мм. Переднее МК совместимо со стальной амортизационной вилкой шириной 100 мм. Если двигатель мощнее 250 Вт, необходимы усилители дропаутов.
Компоненты для сборки е-байка
Для сборки конструктора под названием электровелосипед понадобятся:
- простой велосипед (пока еще без электропривода);
- электромотор – кареточный или ступичный, например, уже заспицованное мотор-колесо в двойном ободе нужного размера;
- аккумуляторная батарея для его автономного питания – легкая и емкая, Li-ion или LiFePO4, подходящая для установки в выбранном месте (в треугольнике рамы, на багажнике или подседельном штыре и т.д.);
- контроллер управления, обеспечивающий корректное соединение и слаженную работу мотора с 3 фазными проводами и АКБ с 2 полюсами;
- ручки тормоза с концевиками и роторами d=180 или 203 мм;
- рычаг газа, опционально датчик PAS – чтобы регулировать подачу напряжения на электромотор вручную или в зависимости от вращения педалей;
- панель управления – если хотите видеть на экране скорость движения, расстояние пробега, остаточный запас батареи и другие параметры, а также задавать круиз-контроль, программировать работу контроллера, устанавливать мощность мотора в режиме ассистирования педалям и использовать другие функции в зависимости от возможностей конкретной модели;
- стойка-кронштейн для удержания велосипеда при его переделке;
- инструменты.
Примерный перечень инструментов
Для завинчивания соединительных деталей понадобится мультитул, для регулировки руля и сидения, установки педалей и других элементов – гаечные ключи, для работы с резьбовыми соединениями – мощный разводной ключ. Также нужен ключ и цепной съемник для перестановки кассеты, велоключ для подтяжки тормозов, плоскогубцы, лопатки и пластиковые монтажки для разбортовки и забортовки колеса. Для установки датчика PAS понадобится съемник для шатунов и ключ для снятия кареток.
Если будете сами заспицовывать электромотор, кроме двойного обода и набора спиц с колпачками пригодится ключ для спиц и плоская отвертка. Кроме того, отвертки нужны для установки фары, велокомпьютера и других аксессуаров. Также не забудьте о манометре для измерения давления в шинах и мультиметре для проверки цепи. Из электроинструментов могут пригодиться мини-болгарка (чтобы аккуратно убрать ненужные элементы), шуруповерт и резьбовой заклепочник (для сверления рамы, крепления монтажной пластины или других компонентов).
Готовые наборы
Компоненты для сборки е-байка можно купить по-отдельности или приобрести в виде готового набора. В состав таких комплектов входят 100% совместимые между собой детали и узлы, с помощью которых можно собрать е-байк с передним, задним или полным приводом. Обычно такие наборы содержат:
- ступичный электромотор на 250, 350, 500 Вт или другой мощности, без обода или заспицованное;
- АКБ литий-ионного типа – в нейлоновой сумке или жестком корпусе;
- зарядное устройство для батареи;
- контроллер;
- ручка акселератора;
- ручки тормоза;
- панель управления.
Есть наборы без АКБ, предусматривающие отдельное приобретение батареи. В таком случае можно заказать АКБ с любыми характеристиками, в корпусе произвольной формы, собранную из высокотоковых элементов предпочитаемого бренда. Но даже если батарея входит в комплектацию, наши заказчики выбирают ее из списка вариантов, и мастера VoltBikes делают сборку непосредственно после поступления заявки.
Последовательность сборки
Алгоритм сборки электровелосипеда своими руками включает следующие шаги:
- Демонтаж колеса, на которое будет устанавливаться электропривод.
- Перестановка на новое колесо покрышки и камеры со старого колеса. Если купили незаспицованный мотор, нужно заспицевать его в двойной обод, используя усиленные спицы подходящего калибра. Он зависит от мощности двигателя. В пределах 350 Вт достаточно толщины 2,6 мм (калибр 12G). Для установки мотора на 500 Вт используют спицы калибра 11–10G (толщиной ≈3 мм), а для монтажа более мощных МК – 10–9G (3,2–3,6 мм).
- Монтаж мотор-колеса и подключение элементов тормоза.
- При монтаже заднего МК – регулировка цепи.
- Установка регулятора скорости на раме над цепью и рычага газа в удобном месте на руле – в соответствии с прилагаемой к ним инструкцией.
- Крепление на заднем колесе датчика скорости и его подключение.
- Установка на кронштейн панели управления.
- Подсоединение батареи к регулятору скорости и рычагу газа.
- Монтаж АКБ с использованием специальных пластин или других видов крепежа. При выборе места установки позаботьтесь о равномерном распределении нагрузки и старайтесь не завышать центр тяжести.
- Подключение электромотора и батареи к контроллеру.
- Помещение контроллера в защитный корпус и установка на раме.
- Аккуратная прокладка и фиксация проводки.
- Тестирование работы системы управления, датчиков на ручке тормоза, мотора. Устранение выявленных неполадок.
- Настройка тормозов.
- Обкатка готового е-байка, проверка работы всех его компонентов, тест-драйв в стороне от транспорта и пешеходов.
Как улучшить электровелосипед?
Нередко владельцы е-байков стараются усовершенствовать свой транспорт: улучшить технические характеристики, изменить внешний вид, повысить функциональность. Тюнинг может касаться разных компонентов электровелосипеда. При косметическом апгрейде используются элементы дизайна и полезные аксессуары, такие как багажник, крылья, светодиодная фара, сигнал, держатель для смартфона, велокомпьютер, противоугонная система.
При функциональном тюнинге улучшаются технические характеристики электровелосипеда, например, тяга, скорость или расстояние пробега на 1 заряде. Для этого выполняют замену электрокомпонентов, устанавливают еще одно мотор-колесо или дополнительную аккумуляторную батарею. Для уверенных поездок в сырую погоду электронные компоненты герметизируют по классу IP65, а для комфортных покатушек в холодное время года устанавливают системы подогрева руля и аккумуляторов.
Ранее в блоге VoltBikes вышла статья о самых распространенных электровелосипедах и причинах их популярности.