Что такое рекуперативное торможение электросамоката

От латинского слова «recuperatio» этот термин означает «обратное получение», фактически – возврат части потраченной энергии. В моменты, когда райдеру приходится притормаживать, электромотор кратковременно превращается в средство подзарядки аккумулятора. В эти периоды он не вращает колесо, а выступает в роли генератора, преобразовывая тепловую энергию обратно в электрическую.

Как работает рекуперация

Принцип работы рекуперации заключается в восстановлении энергии в процессе торможения, когда электромотор фактически становится генератором и направляет вырабатываемую энергию для подзарядки батареи. Такая технология активно применяется не только на электросамокатах, но и на электровелосипедах с электромоторами прямого привода, и на других видах электротранспорта.

Подзарядка АКБ за счет рекуперативного торможения происходит, когда:

  1. Райдер тормозит.
  2. Кинетическая энергия при этом не рассеивается, а трансформируется в тепло.
  3. Электромотор с возможностью рекуперации преобразовывает тепло обратно в электрическую энергию.
  4. Она поступает в АКБ.

Такой механизм компенсации расходуемой энергии позволяет увеличить дальность хода электросамоката, а его эффективность зависит от частоты использования тормозной системы. Например, если на маршруте приходится часто пользоваться тормозами и есть затяжные спуски для передвижения накатом, батарея будет подзаряжаться эффективнее.

Зачем нужна рекуперация: преимущества

Эта функция электромотора позволяет:

  • экономить запас батареи е-самоката в процессе езды;
  • кататься дальше и дольше (в среднем на 5–10%) без увеличения емкости АКБ, ее размеров и массы;
  • рационально использовать накопленную в батарее энергию, преобразовывая и используя ее повторно, без напрасных потерь;
  • снизить затраты на использование систем охлаждения;
  • продлить срок службы тормозной системы – благодаря уменьшению силы трения, с которой колодки действуют на диски, и меньшему нагреву колодок.

Всегда ли она полезна?

Электрические самокаты, использующие рекуперативный механизм, примерно на 20–30% дороже аналогичных моделей без такой функции. Поэтому покупатели часто задаются вопросом: стоит ли платить больше, будет ли эта технология эффективно работать при конкретных условиях поездки, насколько она поможет увеличить дальность поездок?

Принцип работы этого механизма таков, что для заметной компенсации энергии нужно систематически тормозить. Например, при езде в плотном городском трафике или на рельефной местности, во время съезда с пригорков, передвижения накатом на участках с уклоном, частого использования тормозов на светофорах, поворотах и перед идущими впереди пешеходами, подзарядка АКБ будет более ощутимой. А при поездке по ровным дорожкам, свободным от других участников движения, эта технология фактически не будет работать.

Поэтому многие инженеры и владельцы е-самокатов считают установку механизма рекуперации нецелесообразным. Они рассуждают так: зачем использовать механизм, эффективность которого низкая, а затраты на внедрение – высокие? Но сторонники этой технологии убеждены в обратном, ведь иногда даже небольшой процент сэкономленного заряда помогает доехать до пункта назначения.

Выводы

Подведем итоги, зачем нужна и когда полезна технология рекуперации на электрическом самокате. Принцип работы этого механизма подразумевает экономию заряда АКБ за счет частичного возращения израсходованной энергии при использовании тормоза. Чем чаще и дольше райдер будет притормаживать во время поездки, тем больше будет подзаряжаться батарея. Поэтому целесообразность и степень полезности данной функции зависит от условий поездок.

В любом случае, эта опция не поможет увеличить дальность поездок в несколько раз, но при регулярном использовании тормоза позволит выиграть 2–3 дополнительных километра. Для более существенного прироста запаса хода придется установить более емкую батарею (если позволяет пространство деки) или использовать 2 АКБ: основную и дополнительную, закрепленную на рулевой стойке или на багажнике.

В предыдущей статье блога VoltBikes.ru мы рассказали о часто используемых разъемах для проводки электровелосипедов.

 

  • 07 апреля 2024 г.
  • 1793 просмотра