Как подобрать аккумулятор для лодочного мотора

Тяговый аккумулятор LiFePO4 24В 150А*ч (в кейсе) с ЗУНа водной технике используются специальные «морские» аккумуляторы – герметичные, стойкие к вибрациям, воздействию воды и суровым условиям работы. Чтобы выбрать лучший аккумулятор для лодочного мотора, необходимо учесть особенности его эксплуатации и возлагаемые на него задачи. После этого среди АКБ подходящих типов останется только выбрать наилучший вариант по сочетанию цены и технических характеристик.

Алгоритм выбора состоит из 3 шагов:

  1. Выясняем подходящий тип аккумулятора – стартовый, тяговый или категории «два в одном».
  2. Выбираем технологию производства и тип химии – LiFePO4, Li-ion, GEL, AGM, WET.
  3. Выбираем конкретную модель – с учетом необходимой емкости, генерируемой мощности и напряжения АКБ.

Типы лодочных аккумуляторов

Для запуска топливных двигателей предназначены стартовые аккумуляторы. Их задача – генерировать в течение 5–10 секунд ток 500–1000 А, позволяющий запустить двигатель. Они рассчитаны только на кратковременную подачу больших токов и не должны работать в режиме постоянной токоотдачи. Для интенсивного разряда такие АКБ не предназначены, поэтому они малопригодны для питания электромоторов, насосов и мощных электронных приборов.

Автономную работу такой техники обеспечивают тяговые батареи. В отличие от стартовых моделей, они:

  • Тяговый аккумулятор LiFePO4 24В 200А*ч (в кейсе) с ЗУустойчивы к систематическим глубоким разрядам;
  • рассчитаны на стабильную токоотдачу, долгие нагрузки и активное применение в режиме разряд-заряд;
  • устойчивы к химической деградации;
  • отдают до 80–90% аккумулированной энергии;
  • вырабатывают до 1000 рабочих циклов, а модели подвида LiFePO4 – более 2000.

Иногда встречается 3 тип «морских» аккумуляторов – стартово-тяговые АКБ с маркировкой DP, которая означает dual purpose (в переводе – двойное назначение). Они годятся и для пуска ДВС, и для энергоснабжения электромотора и остального оборудования на борту. Такие батареи обеспечивают токоотдачу порядка 10 А на протяжении нескольких часов и способны кратковременно выдавать пусковой ток 500 А и выше.

Технологии изготовления

Для создания аккумуляторных батарей применяют разные технологии:

  1. WET – по этой технологии производят обслуживаемые свинцово-кислотные аккумуляторы (СКА) с жидким электролитом. Использовать их на лодках и другой водной технике неудобно из-за тяжелого веса, хлопотного обслуживания и строгих требований к положению АКБ (они всегда должны располагаться вертикально).
  2. AGM – необслуживаемые СКА с абсорбированным электролитом. Им не страшны вибрации, наклоны и перевороты на боковую поверхность. Но для энергоснабжения электромоторов такие аккумуляторы не рекомендуются – из-за чувствительности к глубоким зарядам они быстро вырабатывают ресурс, если работают в циклическом режиме. На маломерных судах AGM модели применяются для запуска топливных двигателей.
  3. GEL – необслуживаемые СКА с гелеобразным электролитом. Рассчитаны примерно на 700 циклов, устойчивы к интенсивному применению и систематическим глубоким разрядам, не боятся крена и переворачиваний. Из всех свинцово-кислотных моделей гелевые АКБ наиболее адаптированы для использования на водной технике.
  4. Li-ion – легкие и емкие АКБ с высокой и стабильной токоотдачей, надежные и эргономичные. Не требуют обслуживания, служат на протяжении 1000 циклов и дольше, быстро восполняют заряд. Защищены от перегрева, перезаряда и других рисков БМС платой. К классу литий-ионных АКБ относятся модели нескольких подвидов, отличающиеся друг от друга химическими компонентами.

Тяговый аккумулятор LiFePO4 12В 100А*ч (в корпусе) с ЗУДля питания электрических моторов на лодках и других технических средствах лучшими обоснованно считаются модели подвида LiFePO4. Набор их характеристик оптимален: свыше 2000 циклов работы, прекрасная энергоемкость при легком весе и скромных размерах, химически стабильная структура, устойчивость к высоким токам разряда и заряда, равномерная токоотдача в течение всего времени работы, способность эффективно работать даже на жаре и на морозе. Поэтому по технологии производства лучший аккумулятор для лодочного мотора – LiFePO4.

Как выбрать конкретную модель?

Чтобы выбрать лучшую АКБ для лодочного мотора, необходимо учесть:

  1. Ее назначение. Для работы совместно с ДВС нужна стартовая, для электрического движка и сопутствующего оборудования – тяговая батарея.
  2. Подходящий вольтаж – зависит от напряжения электромотора. Для суммирования вольтажа аккумуляторы соединяют последовательно.
  3. Необходимые значения емкости и генерируемой мощности. Емкость определяет время работы оборудования на одном заряде. На водной технике она должна обеспечивать хотя бы 2 часа работы электрического мотора при полностью открытом дросселе. Например, движок с энергопотреблением 5 А сможет работать от батареи на 100 А·ч около 20 часов.
  4. Способность работать на воде, при сильной качке и перепадах температуры.
  5. Высокий уровень герметичности, водонепроницаемость – достигается с помощью герметичного корпуса, стойкого к механическим повреждениям.
  6. Нетребовательность к обслуживанию – лучше выбирать необслуживаемые АКБ.
  7. Размеры и вес. Чтобы иметь на борту достаточно мощную и емкую батарею, не обязательно покупать тяжелую и габаритную модель. Если использовать литиевые АКБ, но необходимые характеристики удастся получить без утяжеления лодки и проблем с транспортировкой батареи.

Выбор емкости

лодочный мотор в работе

При расчете необходимого запаса емкости учитывают суммарное энергопотребление на борту и требуемое время работы оборудования от АКБ на протяжении 1 цикла разряда. Общее энергопотребление мотора и остальных приборов нужно умножить на желаемое время их автономной работы и добавить хотя бы 20% запас.

В среднем лодочные электромоторы расходуют по 1 А на каждый фунт упора (мощности). Если же они используются не на полную мощь, энергопотребление уменьшается и запаса емкости хватает на большее время работы. Для ориентировочного расчета на 45 кг веса маломерного судна берут 2 фунта упора и еще 10%. Батарею покупают с такими характеристиками, чтобы получить хотя бы 2 часа автономной работы мотора на полном ходу.

Также при выборе емкости АКБ учитывают условия использования маломерного судна. К примеру, чтобы перемещаться на резиновой или ПВХ лодке от одной точки лова к другой с помощью электрического мотора тягой 20–40 фунтов, достаточно АКБ на 80–100 А·ч. А если планируется троллинг на электромоторе, посещение неспокойных водоемов, не однодневная рыбалка или использование электронного якоря, запас емкости придется увеличить.

Подведем итоги

В вопросе, какой аккумулятор лучше для лодочного мотора, есть 2 основных критерия:

  1. Выбор вида АКБ – электромотору необходима тяговая батарея, а в рейтинге тяговых батарей лидируют накопители подвида LiFePO4. Автомобильный аккумулятор – стартовый, поэтому для работы с электрическим мотором не предназначен и быстро выйдет из строя.
  2. Выбор характеристик АКБ – осуществляется с учетом параметров лодки и особенностей ее эксплуатации, мощности (упора, тяги) мотора и необходимого времени его работы на одном заряде батареи.

Заказывайте лучшие АКБ для лодочных моторов и других видов техники в интернет-магазине VoltBikes.ru. Мы предлагаем самые надежные литиевые батареи в герметичном корпусе из ударопрочного пластика, с ребрами жесткости и удобными ручками для переноски.

В предыдущей статье мы рассказали о наиболее доступных разновидностях персонального электротранспорта.

  • 23 ноября 2022 г.
  • 7108 просмотров