Как правильно обкатать лодочный мотор?

эксплуатация лодочного мотораПод обкаткой лодочного мотора подразумевают его первичный запуск и притирку элементов. После конвейерной сборки ПЛМ его деталям свойственны небольшие несоответствия в размерах, немного неровные и шероховатые поверхности. Например, внутренний диаметр цилиндра неточно совпадает с внешним диаметром поршневых колец. И хотя эти нестыковки минимальны и соответствуют установленным допускам, деталям нового бензинового мотора необходимо притереться.

С лодочными электромоторами все проще и удобнее. Обкатывать их не нужно, поэтому сразу после покупки можно отправляться на озеро и наслаждаться рыбалкой или водной прогулкой.

Польза от обкатки ПЛМ

Первичный обкат лодочного мотора – важная и необходимая процедура, но только для бензиновых моделей. Благодаря ей:

  1. Смазываются и притираются движущиеся элементы – коленвал и подшипники, шестерни редуктора, цилиндры и кольца поршня. Пары трения прирабатываются с оптимальными зазорами, без появления царапин и других дефектов на поверхностях.
  2. Проверяется качество прилегания деталей и эффективность их взаимодействия.
  3. Исправляются небольшие заводские неточности.
  4. Повышается износостойкость двигателя и эффективность его работы.
  5. Снижается вероятность поломок в процессе его эксплуатации.
  6. Создаются условия для долгой и безотказной работы ПЛМ с экономным расходом топлива.
  7. Владелец наглядно знакомится с возможностями приобретенного движка.

Правильная обкатка лодочного мотора становится своеобразным фундаментом, без которого невозможно обеспечить бензиновым моделям долгую и корректную работу. Такая подготовка необходима даже японским ПЛМ, и пренебрегать ею не следует. А если вы не хотите заниматься обкаткой, купите электромотор.

Как обкатать новый лодочный мотор?

Обкат бензинового двигателя выполняется непосредственно после покупки, до первого использования, в соответствии с прилагаемой к нему инструкцией или руководством по эксплуатации. У каждого производителя рекомендации по обкаточному циклу, длительность и условия его выполнения для конкретной модели могут не совпадать. В частности, могут отличаться пропорции топливной смеси.

Для большинства моделей используется удвоенный объем масла и щадящие режимы работы с плавным возрастанием оборотов. Иногда ограничиваются постепенным приростом нагрузки. Различия в инструкциях зависят от типа ПЛМ (двух- и четырехтактные модели), нюансов сборки и остальных факторов. Но есть счастливчики, которым обкатка не нужна вообще, –лодочные моторы электрического типа, работающие от аккумуляторной батареи.

Подготовка к обкаточному циклу

запрещено делать с лодочным моторомВ вопросе, как правильно обкатать лодочный мотор, есть несколько важных нюансов:

  1. Выбор водоема. Обкатывать и готовить двигатель к реальным условиям работы нужно на водоеме, а не в бочке. Почему же бочка неспособна заменить водоем? Вода в ней быстро нагревается, а бензино-масляная смесь загрязняет воду и попадает в ПЛМ через насос. Из-за этого возникает риск нарушения крыльчатки, разбухания трубок, расслаивания резины из-за воздействия топлива. Поэтому для обката нужна проточная вода. Более того, двигатель должен обкатываться под нагрузкой, а не вхолостую в емкости. Это необходимо для полноценной притирки элементов.
  2. Замена масла. Обычно на заводе в редуктор заливают на 50% транспортировочное масло. Его нужно слить, а затем залить шприцом через сливное отверстие трансмиссионное масло – до уровня верхней контрольной пробочки, когда масло начнет выбегать с нее. Для каждого типа ПЛМ марка масла указывается в техпаспорте. После замены масла сливное отверстие закрывается.
  3. Подготовка топливной смеси. Обычно ее готовят по пропорции 1:25 – 1 часть масла и 25 частей 95 бензина. Точное соотношение для конкретной модели смотрите в техпаспорте. Топливо обогащают моторным маслом, предназначенным для водного транспорта. Для 2-тактных моделей – с маркировкой TC-W3, для 4-тактных в пределах 30 л. с. – полусинтетическими маслами марок 10W30 или 10W40,а для четырехтактников мощностью более 30 л. с. – синтетическими марок 5W30 или 0W30. В их состав входят антикоррозионные присадки и добавки, не допускающие быстрого износа деталей при эксплуатации двигателя на высоких скоростях. Также эти масла сохраняют свои характеристики при попадании воды в карбюратор.

Схема обкатки лодочного мотора

лодочный мотор в работеПеред обкатом нужно надежно закрепить мотор на лодке и поместить его в воду. При запуске ПЛМ важно удостовериться, что его система охлаждения исправно работает – из контрольного отверстия в дейдвуде равномерно и неразрывно выходит водная струя. Клубы дыма – это норма, они образуются из-за щедрого добавления масла к бензину. Обкатку, как минимум, в стартовые 2-3 часа нужно вести с одним человеком в судне, чтобы не перегружать мотор и повысить срок его службы.

В таблице представлена ориентировочная схема обкаточного цикла ПМЛ.

Этап

Длительность

Действия

  1. Запуск и работа вхолостую, прогрев

Около 15 минут

Запустить мотор, выбрать минимальные обороты и прогреть его в холостом режиме. Периодически плавно менять частоту вращения – до 2000–3000 об/мин и назад.

  1. Начало движения, обкат на малом ходу с открытием дросселя до 40–50%

Около часа

Выполнить обкат с включенной передачей. Дроссель приоткрывать постепенно, максимум до 50% (≈3000 об/мин). Периодически менять обороты. Можно полностью открыть дроссель и вывести лодку на глиссирование, а потом уменьшить обороты до 3000 или ниже.

  1. Обкат на среднем ходу с открытием дросселя до 75%

2 часа

Выполнить обкат движка с включенной передачей и открытием дросселя в пределах 75% (≈4000 об/мин). Допустимо открыть ее на максимум, чтобы вывести лодку на глиссирование, после чего прикрыть и уменьшить обороты до 4000 или ниже. Периодически плавно варьировать частоту вращения коленчатого вала.

  1. Обкатка на полном ходу

7 часов

Обкатать движок с разной частотой вращения, от 75 до 100% хода, с чередованием от полной мощности до минимума. При этом промежутки работы с максимально открытым дросселем должны быть в пределах 5 минут. Плавно регулировать обороты.

  1. Завершение обкатки

около 5 минут

Перед выключением мотора включить тихий ход, отключить подачу топлива и выработать его остатки в карбюраторе. Благодаря этому поршни не заклинят, детали не деформируются из-за перепадов температуры, свечи будут сухими, а остатки топлива не испачкают одежду при перевозке мотора.

  1. Обслуживание после обката

≈ 30 минут

Выполнить замену масла в «ноге». Открыть заглушки и слить масло в подставленную емкость. Залить новое. Осмотреть свечи зажигания, убрать отложившийся на них нагар или установить новые.

Выводы

В первые часы работы ПЛМ его внутренние движущиеся части должны приработаться между собой, притереться друг к другу. В результате достигается качественное рабочее соприкосновение поверхностей. Чтобы все детали хорошо смазались и притерлись, используется в 2 раза больше масла. Процесс обкатки требует 10–12 часов на водоеме, плюс время на дорогу. Поэтому обычно для этого мероприятия выделяют целый день.

Электрические лодочные моторы обкатывать не приходится. Они готовы к эксплуатации без приработки и притирки деталей.

Ранее в блоге VoltBikes мы писали о том, как выбрать лодочный аккумулятор.

  • 24 октября 2022 г.
  • 11929 просмотров