В продаже представлен большой ассортимент электромоторов для ПВХ лодок, байдарок и других плавсредств разной длины, массы и водоизмещения. Но иногда появляется идея сделать лодочный электромотор своими руками. Чаще всего изготовлением самодельных конструкций занимаются люди с талантом изобретателей, желающие проявить свой творческий потенциал и сэкономить на покупке готового мотора.
Что понадобится для изготовления лодочного электромотора?
Обычно мастера изготавливают электромоторы для 1–2-местных лодок из электродвигателя от беспроводной дрели или шуруповерта, автомобильного стеклоомывателя, газонокосилки, триммера или мотококосы. Кроме электрического двигателя с номинальным напряжением 12 В, изобретатели используют дополнительные приспособления и инструменты, такие как:
- струбцины;
- пластиковые трубы;
- наружные заглушки для них;
- полипропиленовый тройник для перехода с трубы 2” на трубу 1/2”;
- пластиковая труба диаметром 1/2 дюйма;
- полипропиленовый уголок для нее под 90°;
- лей для ПВХ труб;
- металлический прут для изготовления вала;
- листовой металл для вырезки пропеллера винта (обычно Ø130–150 мм) – по центру выполняется отверстие под посадочный винт, от него отступают 30 мм и формируют округлые лопасти идентичной величины (чтобы не было вибраций), а затем немного разворачивают их с учетом направления вращения;
- альтернатива – крыльчатка от кулера и переходник с нее на вал электродвигателя;
- сальник из резины на вал электродвигателя;
- редуктор от болгарки (зажимается в патроне дрели) – для снижения оборотов и корректной работы гребного винта;
- альтернативный вариант – 2 редуктора – верхний для понижения оборотов с 1500 до 200–300 и нижний для горизонтального монтажа винта;
- провода с изоляцией;
- силиконовая стяжка;
- клеевой пистолет;
- ножницы по металлу;
- отвертка;
- ножовка;
- дрель, сверла;
- паяльник;
- УШМ с отрезными и шлифовальными дисками;
- сварочный аппарат;
- тяговая аккумуляторная батарея (в идеале – LIFEPO4) – для автономного питания лодочного электромотора.
Точный набор необходимых инструментов и материалов зависит от инженерных замыслов и технических особенностей собираемого электромотора. Многие мастера стараются обходиться подручными материалами и корректируют чертежи с учетом располагаемых средств.
Особенности конструкции
Чтобы сделать электромотор для лодки, нужно продумать его конструкцию. Электрический двигатель должен передавать крутящий момент на гребной винт с редуктором – рабочий инструмент, который обеспечивает перемещение лодки по водоему. Питание электромотора должна обеспечивать находящаяся на борту аккумуляторная батарея тягового типа, помещенная в герметичный кейс.
Блок управления лодочного электромотора представляет собой румпель – ручку, при повороте которой меняется направление и скорость хода. Если использовать в роли исходного материала портативную электродрель или шуруповерт, кроме электродвигателя пригодится блок регулирования оборотов (кнопка).
При выборе дрели предпочтительны профессиональные и полупрофессиональные модели, устойчивые к перегревам при длительной работе. Чем мощнее двигатель, тем больше может быть диаметр гребного винта и суммарный вес лодки. Рабочее напряжение электродвигателя может быть разным: 12, 16, 18, 24 В. Идентичный вольтаж должен быть у аккумуляторной батареи, от которой будет работать электромотор.
Желательно предусмотреть механизм подъема гребного винта. Например, мотор можно закрепить на транце с использованием струбцин, жестко зафиксированных на пластине. Затем снабдить струбцины кольцами с продетой сквозь них трубкой. Посередине этой трубки – приварить ось и продеть вал мотора. В результате получится простое шарнирное соединение, упрощающее управление электромотором.
Как сделать электромотор для лодки своими руками?
Перед непосредственным изготовлением такого устройства нужно выполнить расчеты, учитывая:
- вес полностью снаряженного плавсредства;
- мощность электромотора;
- номинальное напряжение;
- силу тока.
Мощность двигателя должна быть хотя бы на 20% больше мощности нагрузки. Если параметры электродвигателя подходят, можно приступать к его герметизации.
Герметизация двигателя
Для этого нужно перенести точки расположения крепежных отверстий электродвигателя на заглушку трубы, просверлить отверстия (в т. ч. центральное под ось), обработать крепления термоклеем, поместить электродвигатель в заглушку и прикрутить. Затем следует надеть на вал электродвигателя резиновый сальник и зафиксировать его переходником кулера. В крыльчатке выполнить 2 дополнительных отверстия для зажима переходника.
Затем поместить ее в переходник и зажать крепежными винтами через выполненные отверстия. После этого припаять провода питания электродвигателя. От 2-дюймовой трубы отрезать часть, соответствующую величине двигателя, и вклеить ее в заглушку с крыльчаткой. С обратной стороны приклеить тройник, а провода при этом вывести в отвод под 1/2-дюймовую трубу. Затем герметизировать корпус двигателя, вклеив в тройник часть трубы со второй заглушкой.
Система управления
Далее нужно:
- Вклеить в отвод тройника 1/2-дюймовую трубу удобной длины (для управления мотором). Предварительно пропустить провод питания через все соединения.
- Приклеить 2 часть трубы через угол 90°.
- На ее конце в удобном месте установить кнопку выключения – подпаять и подклеить изнутри термоклеем.
- Зафиксировать провода силиконовой стяжкой.
Перед установкой на лодку рекомендуется испытать собранный электромотор в водоеме или просторной емкости с водой, поместив в нее гребной винт. Лопасти винта должны без ощутимых вибраций создавать направленную водную струю. Для повышения эффективности винта можно увеличить угол наклона его лопастей.
Выводы
Простой лодочный электромотор можно изготовить своими руками. Но гораздо проще, удобнее, а порой и дешевле купить готовый электрический мотор с нужными характеристиками, надежной конструкцией и гарантией качества. Например, отличные электромоторы для лодок малой и средней величины есть в интернет-магазине VoltBikes.ru.
Читайте в предыдущей статье нашего блога о том, как нужно ухаживать за электровелосипедом.