Очевидная разница между ними заключается в особенностях посадки и управления: у квадроциклов они мотоциклетные, а у багги – автомобильные, с сиденьем и рулем в открытой или закрытой кабине. Отличаются они и по другим параметрам. В этой статье мы рассмотрим все нюансы этих категорий мотовездеходов, их особенности и преимущества при разных условиях эксплуатации.
О квадроциклах
Четырехколесный гибрид мотоцикла и автомобиля создали в Японии в 1970 году, и вскоре квадроциклы стали мегапопулярными среди любителей экстремальных покатушек. Характерными особенностями этого вида техники являются руль и посадка, позаимствованные у мотоцикла, и 4 больших колеса с внедорожными шинами.
Есть 3 группы квадроциклов:
- Утилитарные – универсалы с крупными колесами, объемным багажником и солидной грузоподъемностью. Они одинаково хороши и для применения в хозяйственных целях, и для организации активного досуга, например, поездок на природу.
- Спортивные – отличаются более легкой конструкцией, мощными двигателями и многогранными системами безопасности. Такие модели маневренны, развивают скорость до 150 км/ч и по максимуму приспособлены для бездорожья. Их выбирают для участия в заездах.
- Туристические – рассчитаны на использование в развлекательных целях, для покатушек и загородных путешествий. Отличаются компактными размерами и устойчивой конструкцией, по скоростным характеристикам это аналоги утилитарных моделей-универсалов. К этой группе относятся также детские и подростковые квадроциклы – с меньшими размерами, массой и мощностью моторов, призванные дарить подрастающему поколению яркие эмоции, не нарушая правил безопасности.
О багги
Эту версию мотовездехода создали в США в 1950-х годах на базе старого «Фольксвагена Жук». В ходе переделки с него сняли крылья и передние двери, заменили кузов легкой сварной рамой, а взамен родного мотора установили сзади аналог большей мощности. В итоге конструкторы создали необычное гоночное авто – с увеличенным клиренсом, усиленной задней подвеской и улучшенной проходимостью.
Со временем название «багги» стали использовать в отношении различных мотовездеходов с автомобильной посадкой, независимой подвеской, заниженным центром тяжести и укороченной базой. Обычно их используют для спортивных заездов, активного отдыха, туристических поездок, экспедиций и работ по хозяйству. Основными элементами конструкции такой техники выступают:
- сварная рама;
- корпус из металлических листов;
- сиденье и руль, позаимствованные у автомобиля;
- четырехточечные ремни безопасности.
Такие транспортные средства тоже встречаются разных конфигураций. Например, для ралли создают гоночные багги с приводом на задние или все колеса. Для триала отлично адаптированы модели-краулеры, которые запросто преодолевают трассы с коварными препятствиями на скалистой или каменистой местности. Для поездок по песку конструкторы разработали легкие «пляжные» багги с приводом на 4 колеса.
Для трофи-рейдов предназначены легкие модели с приводом 4х4, уверенно преодолевающие всевозможные препятствия. Кроссовые модели отличаются высокой маневренностью и способны быстро перемещаться по кольцевым трассам со всевозможными испытаниями. Также производители создают минибагги для детей и подростков – компактные и легкие, с меньшей мощностью моторов и безопасной скоростью.
Сравним характеристики
Что выбрать, квадроцикл или багги – зависит от имеющихся предпочтений, наиболее важных для вас параметров мотовездехода и условий его будущей эксплуатации. В таблице мы сравнили героев нашей статьи по всевозможным критериям, чтобы вы могли разобраться во всех нюансах этой похожей, но все же разной техники.
Критерий |
Квадроцикл |
Багги |
Посадка и элементы управления |
Мотоциклетные – подразумевают больше физической активности (например, позволяют переносить вес тела при преодолении препятствий). |
Автомобильные – более удобные для продолжительных поездок. |
Уровень комфорта |
Ниже – райдер не защищен от осадков, ветра и грязи, летящей из-под колес. |
Выше – особенно если есть закрытая кабина с лобовым стеклом, дверями и крышей. Транспорт предусматривает комфортную посадку и удобное управление. |
Уровень безопасности |
Ниже – нет защиты на случай, если техника перевернется. Ключевую роль для безопасных поездок играют навыки вождения и здравомыслие водителя. Но по замерзшим водоемам безопаснее кататься на квадроциклах, т.к. они легче и позволяют быстро спрыгнуть с техники в экстремальной ситуации. |
Выше – водитель и пассажиры более защищены благодаря четырехточечным ремням, дугам безопасности и жесткому каркасу из металла. А широкая колея и колесная база делают конструкцию более устойчивой, что особенно ощутимо на крутых склонах и при скоростном прохождении поворотов. |
Управляемость |
Немного сложнее, особенно если трасса неровная. Но обзор лучше. |
Проще, поэтому багги отлично подходят для знакомства с мотовездеходами. |
Пассажиро-вместимость |
Обычно эти мотовездеходы одноместные или двухместные. |
Обычно рассчитаны на водителя и 2 пассажиров, но встречаются и модели большей пассажировместимости – 4, 6-местные, с сиденьями в 2 ряда. Детские модели чаще всего одноместные. |
Центр тяжести |
Выше |
Ниже – гарантирует большую устойчивость на поворотах и крутых склонах. |
Грузоподъемность |
Ниже, у большинства моделей 60–120 кг. Для перевозки багажа спереди и сзади есть специальные площадки, а также можно использовать прицеп в пределах буксировочной способности конкретного квадроцикла (обычно 250–300 кг). |
В среднем выше в 3–4 раза. У туристических и спортивных моделей сзади предусмотрен багажный отсек, рассчитанный примерно на 100 кг. У грузовых багги предусмотрен открытый кузов с самосвальным механизмом, вмещающий порядка 400 кг груза. Также у таких мотовездеходов есть фаркоп для присоединения прицепа. |
Проходимость, конкурентные преимущества |
Благодаря меньшей массе – способность проходить по болотистой местности и другим зыбким поверхностям, не застревая в них. Легкий транспорт меньше вязнет в грязи, и его проще доставать. Благодаря меньшим размерам – лучшая маневренность, способность проще объезжать деревья и проблемные места на пути. |
Благодаря увеличенному клиренсу и ходу подвесок – лучшая проходимость при преодолении сложных трасс и глубокой грязи, меньший риск зацепиться днищем за препятствие на пути. |
Водительские права |
Права на мотоцикл категории А или B1 MS. На прокатном квадроцикле под присмотром инструктора можно кататься при наличии водительского удостоверения категорий B, C или D (№625-Ф3 от 25.12.2023). При отсутствии водительских прав следует получить выдаваемое Гостехнадзором удостоверение тракториста-машиниста категории А1. |
Удостоверение тракториста-машиниста категории А2. |
Вывод: какой мотовездеход выбрать?
Теперь вы точно знаете, в чем состоит разница между квадроциклами и багги, поэтому можете смело выбирать наилучший вариант мотовездехода для конкретных целей и условий использования. Например, квадроциклы хорошо подойдут для поездок на рыбалку, покатушек по лесам, полям, пляжам и выполнения работ на приусадебном участке, таких как вспахивание земли или уборка снега. Они легкие, маневренные и обеспечивают свободный обзор.
Багги отлично подходят для путешествий по бездорожью, поездок на дальние дистанции и кросс-кантри гонок. Они устойчивее и комфортнее в управлении, оснащаются более мощными моторами и имеют увеличенную грузоподъемность.
Кроме того, в каждой категории мотовездеходов есть представители разных подвидов: утилитарные и спортивные, туристические и универсальные, для работы и развлечений, гонок и экстремальных покатушек.
Помимо типа мотовездехода, важную роль играют его технические характеристики: высота подвески, мощность мотора, размер колес, особенности шин и т.д. Что касается детских и подростковых моделей, ориентируйтесь на предпочтения юных райдеров. Кому-то больше нравятся квадроциклы, а кому-то багги – главное, чтобы модель подходила по возрасту.
Ранее в блоге Voltbikes.ru вышла статья с обзором на электромопед IKINGI EBA 219G 1000 Вт.