Популярность электровелосипедов неудержимо стремится ввысь, и многие велосипедисты уже оценили преимущества такого транспорта на собственном опыте. Чтобы стать владельцем е-байка, не обязательно покупать его в дополнение к вашему любимому велосипеду без электропривода. Ведь покупка еще одного велосипеда не всегда рациональна – и с точки зрения затрат, и из-за проблематичного хранения нескольких единиц транспорта.
Во многих случаях оптимальным выходом становится оснащение электрокомпонентами имеющегося велосипеда. Особенно если он удобен, надежен и устраивает вас по всем критериям, а для статуса «само совершенство» ему не хватает только электропривода. К тому же, доработать байк и превратить его в функциональный электровелосипед вы можете самостоятельно!
5 причин переделать велосипед в е-байк
Главные преимущества такого апгрейда:
- Значительное снижение нагрузки на ваши мышцы, связки, сердце и возможность дозировать ее. Этот плюс особенно актуален для людей, которые не стремятся к спортивным рекордам, а хотят кататься в свое удовольствие – без усталости, мокрой спины и боли в мышцах. А если большие нагрузки вообще противопоказаны, наличие электропривода поможет поддерживать активный образ жизни без риска для здоровья.
- Возможность ездить чаще, быстрее и дальше. Благодаря помощи электромотора вы сможете легко путешествовать по городу и за его пределами, не прикладывая для этого особых усилий. Главное – находить возможности для подзарядки батареи, если запас ее энергии окажется недостаточным для дальнего маршрута.
- Комфорт в пути. Даже если предстоит крутой или затяжной подъем, тяговитый электромотор поможет преодолеть его на ура. Вы сможете просто наслаждаться поездкой и крутить педали по мере своих сил.
- «Два в одном». Вам не придется сочетать свой старый добрый велосипед и новый е-байк, выбирать между ними и находить место для их хранения. Просто сделайте электрическим свой велосипед!
- Экономия. Конечно же, доработка имеющегося велосипеда потребует меньших вложений, чем покупка нового е-байка с аналогичными характеристиками.
Делать или не делать такой апгрейд – каждый решает сам. Если вы часто, активно и с удовольствием катаетесь на велосипеде без электропривода, мотор вам не особо и нужен. Если же его помощь актуальна, и вы все чаще задумываетесь об использовании электротяги, значит, пришло время переоборудовать ваш велосипед в е-байк.
Как сделать велосипед электрическим?
Электропривод можно реализовать по-разному:
- Поставить переднее мотор-колесо. Этот вариант самый простой в реализации, т.к. позволяет не трогать элементы трансмиссии и регулировщик скоростей. Но если на вашем велосипеде стоит алюминиевая или карбоновая амортизационная вилка, ее придется заменить стальной моделью шириной 100 мм. Для надежного крепления мотора обязательно используются усилители дропаутов. В сочетании с мышечной тягой получается своего рода «полный привод». Переднее МК отлично подходит для езды по ровным дорогам в равнинной местности. Но на крутых склонах могут возникать проблемы из-за недостаточного сцепления с дорогой.
- Установить заднее мотор-колесо. Такая замена сложнее, т.к. придется установить новую кассету. Зато вы получите оптимальное распределение веса и лучшее сцепление с дорогой, в т. ч. на склонах и в дождливую погоду. Поэтому чаще всего при сборке е-байка своими руками используется именно заднее МК.
- Сделать полноприводный электровелосипед со ступичными моторами на обоих колесах. Такой транспорт отлично подходит для покатушек по бездорожью, песку, грязи или снегу. Но собрать самому его сложнее – придется не только установить 2 мотор-колеса, но и синхронизировать их работу. Расходная часть также возрастает, ведь нужно купить 2 электромотора, 2 контроллера и АКБ с увеличенным запасом емкости.
- Установить кареточный электромотор. Такие двигатели дороже ступичных моделей и сложнее в монтаже, уязвимы из-за низкого расположения и провоцируют ускоренный износ трансмиссии из-за повышенной нагрузки на цепной привод. Для их установки нужна каретка подходящего типа и размера. Зато они обеспечивают отличную развесовку и позволяют использовать передачи байка для переключения скорости и крутящего момента. Кареточные моторы хорошо адаптированы для катания на трейлах, в горной и холмистой местности, по бездорожью и на большие расстояния.
Задачи и характеристики батареи
Чтобы собрать своими руками электровелосипед, нужно установить не только мотор. Для его автономного питания нужна легкая аккумуляторная батарея с достаточным запасом емкости. На персональный электротранспорт устанавливают тяговые АКБ, которые собирают по схемам параллельно-последовательного соединения из аккумуляторов Li-ion или LiFePO4. При параллельном соединении ячеек наращивается их емкость, а при последовательном – достигается необходимое напряжение сборки.
Напряжение АКБ должно соответствовать вольтажу электромотора, а емкость – обеспечивать нужную дальность поездок на 1 заряде. Расход энергии зависит от условий поездки: рельефа местности, силы встречного ветра, скорости и стиля езды. Например, емкости 10 А·ч будет достаточно, если вы планируете ездить со скоростью 20–30 км/ч по ровным асфальтированным дорогам на расстояния 35–45 км.
Если же вы хотите ездить со скоростью 40 км/ч, время от времени кататься по пересеченной местности, грунтовкам или лесным тропам и при этом проезжать на 1 заряде 40 км, нужен запас емкости АКБ 15 А·ч. Чтобы экономно использовать запас емкости батареи, лучше использовать редукторное (тяговое) МК и ездить со средней скоростью, без рывков и резких торможений.
Где поставить АКБ?
При выборе места установки батареи учитываются особенности конструкции велосипеда и тип используемого мотора. Важно, чтобы АКБ не мешала при езде и была защищена от риска случайных повреждений. Также необходимо позаботиться о равномерности весовой нагрузки. Если двигатель установлен на переднем колесе, АКБ лучше разместить на подседельном штыре или багажнике. В сочетании с задним МК батарея обычно крепится на раму. Форма и тип корпуса аккумуляторной батареи во многом зависит от места ее установки.
Функции контроллера
Чтобы соединить 3 фазных провода электромотора с 2 полюсами аккумуляторной батареи, используется контроллер. Он координирует работу электрокомпонентов, не допускает перегрузок, регулирует крутящий момент и скорость. Также он позволяет использовать круиз-контроль, задний ход, рекуперативное торможение и другие возможности – в зависимости от функционала конкретной модели.
При выборе контроллера важно учитывать рабочие параметры двигателя и аккумуляторной батареи: бортовое напряжение, предельные токовые нагрузки, номинальную мощность мотора и принцип расположения в нем датчиков холла (с промежутком в 60 или 120°). Например, для 350-ваттного мотора нужен контроллер на 36 В и 15 А, а для двигателя мощностью 1 кВт – на 48 В и 30–40 А.
Дополнительные компоненты
Чтобы собрать электровелосипед, понадобятся также:
- ручка газа – чтобы вручную регулировать подачу напряжения на электромотор, независимо от интенсивности вращения педалей;
- тормозные роторы d=180 или 203 мм, ручки тормоза и концевики;
- датчик PAS (он отслеживает частоту вращения педалей) – если планируете использовать его и задействовать мотор в дополнение к педалям, чтобы запаса емкости АКБ хватало на более долгие и дальние поездки;
- панель управления или велокомпьютер – применяется для отслеживания рабочих параметров и управления работой электрокомпонентов – программирования работы контроллера, выбора функции круиз-контроль, задания мощности мотора в режиме PAS и т.д.
Как упростить задачу?
Чтобы сделать простейший электровелосипед своими руками, вы можете сами выбирать все необходимые детали и узлы для его переделки или купить все необходимое в сборе. В продаже есть готовые наборы для электрификации велосипедов. Их комплектуют всеми необходимыми компонентами, которые полностью совместимы друг с другом.
В состав таких наборов обычно сходят редукторные мотор-колеса мощностью 250–500 Вт, уже заспицованные в двойной обод с использованием усиленных спиц. Установка такого МК позволяет получить скорость до 35 км/ч и хорошие тяговые характеристики для уверенного преодоления подъемов. Аккумуляторная батарея может входить в комплект или приобретается отдельно. А еще ее можно сделать своими руками. Компоненты для сборки АКБ также есть в продаже.
Независимо от того, будете вы делать батарею сами или выберете более простой вариант, она должна быть очень хорошего качества, достаточно мощной и способной обеспечивать стабильно высокую токоотдачу. Именно от характеристик АКБ зависит питание мотора и удовольствие от использования е-байка. Поэтому самодельная батарея из старых аккумуляторов от ноутбука – не вариант.
Выводы
Любой человек может соорудить электрический велосипед своими руками. Для этого достаточно купить набор с мотор-колесом, АКБ и остальными компонентами, чтобы установить их самостоятельно или с чьей-то помощью. А если вы не хотите сами заниматься переделкой, всегда можно поручить эту задачу специализированной мастерской.
В таком случае можно не ограничиваться простейшими наборами, а установить компоненты любой сложности. Главное – решить, как вы хотите переоборудовать свой велосипед, чтобы получить необходимые характеристики.
В предыдущей статье мы рассказали о том, как быстро едет е-байк мощностью 1000 Вт