Безопасность езды на электровелосипеде зависит от разных факторов, но ключевую роль играет надежность и эффективность тормозной системы. Наличие электромотора позволяет развивать высокие скорости, поэтому к эффективности торможения выдвигаются повышенные требования. В вопросе, какие тормоза поставить на велосипед, важно найти разумный компромисс между стоимостью и надежностью. Рассмотрим, какие бывают тормоза на электрических велосипедах, их особенности и преимущества.
Ободные тормоза
Этот тип тормоза для велосипеда предусматривает воздействие на обод колеса. Для торможения и остановки байка велосипедист нажимает на расположенную на руле ручку. Происходит натяжение тросика, и несколько дугообразных рычажков с 2 сторон зажимают обод тормозными колодками. Ободные системы часто ставят на горные велосипеды и гибриды.
Преимущества и недостатки тормозных систем этого типа приведены в таблице:
+ |
– |
Низкая цена. |
Уменьшение эффективности торможения при попадании на колодки песка, воды, масла или грязи. |
Легкий вес. |
|
Простота установки, настройки и обслуживания. |
Износ колодок и необходимость их частой замены. |
Возможность регулировки в полевых условиях. |
При попадании абразивных частиц – истирание обода. |
Высокая эффективность. |
Требовательность к геометрии колес – даже незначительная «восьмерка» приводит к задеванию колодок, эффекту постоянного притормаживания и проблемам при езде. |
Незначительный нагрев – благодаря большой площади контакта с ободом. |
|
Небольшая нагрузка на втулку и спицы, т.к. тормозное усилие нацелено на обод. |
Для экстремальной езды такие тормоза не подходят. |
V-brake
«Вибрейки» – это популярная разновидность ободных тормозов, разработка компании Shimano. У них 2 рычага находятся с противоположных сторон и соединяются с тормозными колодками при помощи V-образного крепления. Колодки производят из плотной резины в металлическом креплении. При торможении они с 2 сторон зажимают обод.
Чтобы снизить влияние влаги на эффективность торможения, на поверхность колодок иногда наносят насечки для водоотвода. Конструкторы тщательно выбирают материалы для изготовления колодок, чтобы они:
- подходили для использования со стальными и алюминиевыми ободьями;
- работали эффективно, но без интенсивного износа обода.
Сильные и слабые стороны системы V-brake приведены в таблице:
+ |
– |
Надежность, простота конструкции. |
Требовательность к качеству сборки колеса – при малейших деформациях появляются проблемы при езде из-за зазора между колодками и ободом. |
Удобство использования. |
Ухудшение работы при попадании на колодки воды, грязи, снега, при езде в экстремальных условиях и при плохой погоде. |
Отличная работа – тормозное усилие достаточно мощное для езды по городу. |
Постепенное истирание обода при попадании абразивных частиц. |
Небольшой вес. |
Ограничения по ширине колеса. |
Простота обслуживания и ремонта. |
При длительном торможении на спусках – значительный нагрев обода и риск деформации покрышки. |
Дисковые тормоза
В вопросе, какие тормоза выбрать для электровелосипеда, в большинстве случаев предпочтительными оказываются дисковые модели. Изначально их ставили на байки для фрирайда, даунхилла и других видов экстремальной езды, но постепенно сфера их использования значительно расширилась.
В конструкции дисковых систем есть два основных компонента: расположенный на втулке колеса стальной диск (ротор) диаметром от 140 до 220 мм и калипер – суппорт, сжимающий диск тормозными колодками. Диск жестко крепится на втулке заднего колеса возле спиц. Чем больше его диаметр, тем мощнее воздействие. Эффективность торможения зависит от усилия, с которым колодки сжимают диск.
В таблице приведены плюсы и минусы дисковых тормозов:
+ |
– |
Плавное и безопасное торможение даже при скоростной езде или незначительном искривлении колеса. |
Направленность нагрузки на центр колеса негативно отражается на вилке и спицах, поэтому они должны быть усиленными. |
Быстрая остановка байка. |
Требовательность к качеству вилки и наличию крепления. |
Устойчивость к засорению – благодаря расположению в центре колеса. Эффективная работа даже при езде по снегу и грязи. |
Более высокая цена. |
Сложность установки, настройки и ремонта – особенно у гидравлических моделей. |
|
Долговечность. |
Возможные проблемы с торможением, если на диск попадает масло. |
Сохранность обода – дисковые тормоза не истирают его. |
Расположенный сзади калипер нередко препятствует установке багажника. |
Четкая регулировка тормозного усилия. |
У некоторых моделей – большой вес. |
Типы дисковых тормозов
- Механические. В таких моделях тормозное усилие регулируется тросом, проведенным к ручкам на руле. Наличие трущихся элементов и люфтов снижает надежность механических систем и ускоряет их износ. С другой стороны, механические модели дешевле гидравлических, проще в обслуживании и ремонте, совместимы со всевозможными тормозными рычагами и устойчивы к разным температурным режимам, в т. ч. хорошо работают на морозе.
- Гидравлические. Такие модели дороже, т.к. усилие от рычага тормоза к калиперу в них передается при помощи несжимаемой жидкости – специального масла. В тормозной ручке на руле находится цилиндр с поршнем. Он выдавливает масло по трубке до калипера, в результате чего срабатывают тормозные колодки. Система абсолютно герметична, сложна в обслуживании и ремонте, но обеспечивает более быстрое и максимально эффективное торможение. К тому же, гидравлические тормоза лучше поддаются регулировке, работают без люфтов и имеют минимум трущихся элементов.
- Гибридные. Такие модели сочетают механический и гидравлический привод. Трос системы воздействует на гидравлическую составляющую в виде силового и управляющего цилиндров с промежуточным звеном из масла.
Выводы: какие должны быть тормоза на велосипеде?
Каждый вид тормозов на электро велосипед хорош по-своему, поэтому выбор нужно делать, исходя из стиля катания, условий использования байка и ваших предпочтений. Для спокойной езды по ровной местности в хорошую погоду отлично подходят системы V-brake. Для быстрой езды и покатушек в любую погоду нужны дисковые тормоза, и лучше гидравлические.
Для фрирайда и других экстремальных видов велоспорта выбирайте модели с дисками большого диаметра. Но в большинстве случаев лучшим выбором для электровелосипеда становятся механические дисковые тормоза. Они надежны, ремонтопригодны и относятся к средней ценовой категории.
Читайте в предыдущей статье блога VoltBikes об утеплении и подогреве АКБ на зимнем электротранспорте.