При выборе электровелосипеда или установке мотора и аккумуляторной батареи на обычный велосипед ключевую роль играют необходимые технические характеристики. Кто-то устанавливает электрический привод, чтобы облегчить дальние поездки или затяжные подъемы. Для других райдеров важна скорость и динамика разгона, а для третьих – возможность кататься по пересеченной местности, легко заезжать на холмы и в горы.
Основные технические характеристики электровелосипеда – это:
- Максимальная скорость – зависит от типа, мощности и вольтажа установленного мотора, весовой нагрузки на байк, рельефа местности, диаметра колес и других факторов. Для получения больших скоростей используются мотор-колеса прямого привода.
- Дальность пробега на одном полном заряде – зависит от емкости АКБ, стиля езды, особенностей местности.
- Динамика разгона – зависит преимущественно от ампеража и мощности мотора.
- Проходимость – зависит от мощности, типа и расположения мотора, особенностей шин. Рекордсменами по проходимости считаются электрофэтбайки с широкими шинами и полноприводные электровелосипеды.
- Способность уверенно заезжать на холмы и в горы. Для использования в холмистой и горной местности оптимально подходят велосипеды с редукторными мотор-колесами.
- Всесезонность. Электровелосипеды для круглогодичного использования оснащаются морозоустойчивыми батареями типа LiFePO
- Внешний вид. При установке электрокомпонентов важно их правильно разместить, чтобы они не препятствовали комфортному использованию байка. Оптимально для этих целей подходят встраиваемые в колеса ступичные моторы. Батарея, в зависимости от размеров и формы, устанавливается на багажник, в треугольник рамы или на подседельный штырь. Чтобы придать электровелосипеду оригинальный вид, владельцы прибегают к различным вариантам тюнинга: окрашивают мотор-колеса в яркие цвета, используют цветные спицы, помещают АКБ в эффектный бокс и т.д.
- Наличие велокомпьютера и других полезных аксессуаров: корзины или багажника, крыльев, фары, сигнала, подножки и пр.
Характеристики мотор-колес
Мотор-колеса бывают редукторные и прямого привода, разной мощности, передние и задние. Редукторные модели дают большой крутящий момент и позволяют легко преодолевать подъемы. Они компактны, не утяжеляют байк, экономно потребляют энергию аккумуляторной батареи и не препятствуют вращению педалей. Но редукторные мотор-колеса производятся в узком мощностном диапазоне (250–500 Вт), поэтому для езды на высоких скоростях они не предназначены. В среднем такой мотор позволяет разгоняться до 35–50 км/ч.
Более высокие скорости обеспечивают мотор-колеса прямого привода. Они бывают мощностью до 1500 Вт и выше, но с ее возрастанием увеличиваются и размеры, и вес мотора. Прямоприводные двигатели очень надежны, обеспечивают хорошую динамику разгона и фактически превращают велосипеды в скоростные мопеды. Но по крутящему моменту, преодолению крутых горок и затяжных подъемов они уступают редукторным моделям, а энергии потребляют больше.
Эксплуатационные характеристики электровелосипеда во многом зависят и от размещения мотор-колеса. Сравнительный анализ переднего и заднего привода приведен в таблице:
|
Преимущества |
Недостатки |
Переднее мотор-колесо |
Проще в установке. Обеспечивает стабильность на виражах и поворотах. Дает сбалансированную развесовку – двигатель спереди, АКБ на багажнике или подседельном штыре. Обеспечивает гибридный полный привод – мотор спереди + педали. |
Риск поломки передней вилки. Необходимость ее укрепления. Ограничения по мощности электродвигателя. При использовании тяжелого мотора – ухудшение управляемости. |
Заднее мотор-колесо |
Отличное сцепление с дорогой. Получение высокой тяги, хорошей управляемости и устойчивости на старте. Возможность установки мощного двигателя. Сбалансированная развесовка, если АКБ находится в треугольнике рамы. |
Сложная установка. Если на велосипеде-доноре стоит планетарная втулка, ее придется снять. Если стоит кассета со звездами или с трещоткой на втулке, ее придется сменить на кассету с фривилом на 6–7 звезд. Аналогично подлежит замене кассета с фривилом на 8–10 звезд. |
Характеристики аккумуляторных батарей
АКБ для электровелосипеда выбирается с учетом необходимого запаса хода. Он зависит от емкости и рассчитывается для идеальных условий: ровная дорога, отсутствие встречного ветра, вес райдера 75 кг и т.д. На реальную дальность пробега влияют тип и мощность мотора, весовая нагрузка на e-bike, рельеф местности, направление и сила ветра, стиль езды и скорость движения. Например, значительно сокращают расстояние пробега быстрые старты, резкие торможения и рывки при движении.
Модель АКБ выбирается с учетом необходимой емкости (с запасом) и подходящей формы, в зависимости от места установки. По соотношению массы, удельной емкости, циклического ресурса и цены лучшие аккумуляторные батареи для персонального электротранспорта – литиевые. Купить можно модели 2 видов – Li-ion и LiFePO4, причем последние подходят для круглогодичного использования.
Напряжение всех электрокомпонентов – электромотора, контроллера, АКБ – должно быть равным. От величины напряжения зависит мощность двигателя и предельная скорость:
- 24 В – маломощные модели (200–350 Вт), обеспечивают разгон до 25 км/ч;
- 36 В – модели средней мощности (250–500 Вт), развивают скорость порядка 30 км/ч;
- 48–60 В – напряжение мощных электровелосипедов (от 500–1000 Вт), развивающих скорости от 45 км/ч.
В интернет-магазине VoltBikes представлен большой выбор электровелосипедов и комплектующих для их сборки. Также мы принимаем заказы на проектирование и создание е-байков в соответствии с требованиями и пожеланиями заказчиков.
В предыдущей статье нашего блога приведен обзор экипировки и других средств для безопасной езды на электровелосипеде.