Электровелосипед подходит для езды в любое время года. Но каждый сезон имеет свои особенности, и их необходимо учитывать при выборе нового или адаптации имеющегося е-байка для зимних покатушек. Поездки зимой требуют большего внимания к погодным условиям, дорожному покрытию, оснащению велосипеда и экипировке велосипедиста.
С приходом снегов и холодов ездить нужно очень аккуратно, разгоняться, тормозить и поворачивать – плавно. Важно помнить, что в зимний период многие узлы велосипеда работают менее эффективно, а изнашиваются быстрее – из-за постоянного контакта с влагой и обилия реагентов, используемых дорожными службами.
На морозе масло и смазка загустевают, резинки-сальники дубеют, а Li-ion батареи теряют емкость и обеспечивают меньшее расстояние пробега.
К тому же, на скользких дорогах ухудшается сцепление колес с покрытием, и езда становится более опасной. В таких условиях на обычных велосипедах кататься небезопасно. На дороги стоит выезжать только в том случае, если ваш транспорт подходит для зимних поездок, абсолютно исправен и прошел техническое обслуживание перед холодным сезоном.
Лучшие электровелосипеды для зимы
Давайте проанализируем, на каком электровелосипеде можно ездить зимой. Можно практически на любом, если «переобуть» его в зимнюю резину, заменить смазку, утеплить аккумуляторную батарею и выполнить другие шаги по подготовке к зимним поездкам. Но лучше всего для езды в холода и межсезонье подходят:
- Электрофэтбайки – вездеходы с толстыми покрышками, давление в которых можно подстраивать под условия поездок. Если приспустить шины, они обеспечат мягкий ход и плавное обтекание препятствий на пути. При этом большое пятно контакта гарантирует отличное сцепление с дорогой, устойчивость и стабильность велосипеда даже в самых экстремальных условиях.
- Полноприводные электровелосипеды. Хотя кататься зимой можно на разных е-байках (с передним, задним мотор-колесом или кареточным электромотором), именно полный привод обеспечивает наилучшую проходимость и управляемость. При этом лучше использовать редукторные электродвигатели, т.к. они даже при скромной мощности обеспечивают увеличенный крутящий момент.
- Двухподвесы с воздушными амортизаторами обоих колес. Хорошая амортизация особенно важна при езде по смерзшемуся насту, ледяной крошке или пересеченной местности. Но если аккуратно ездить по ровным дорогам, подойдет и велосипед с жесткой вилкой.
- Е-байки с достаточно широкими колесами, рельефным зимним протектором и дисковыми тормозами. Такие тормоза безразличны к погодным условиям и оптимально подходят для зимних покатушек, т.к. более прочные, менее склонны к загрязнению и эффективно работают в сложных условиях. Ободные тормоза на заснеженной дороге могут не сработать.
- Электротрициклы – трехколесная конструкция обеспечивает велосипедам стабильность и устойчивость, позволяет райдеру легко сохранять равновесие и эффективно использовать транспорт в любое время года.
- Велосипеды с качественно окрашенными стальными рамами – они более устойчивы к морозам и температурным скачкам. Алюминиевые рамы на холоде становятся хрупкими, а карбоновые чувствительны к резким перепадам температуры и боятся точечных ударов.
- Электровелосипеды с литий-железо-фосфатными батареями (LiFePO4) – они морозоустойчивы и обеспечивают стабильное питание моторов при низких температурах.
Подготовка е-байка к зимнему сезону
Независимо от того, на каком транспорте вы намерены кататься зимой – фэтбайке, полноприводном электровелосипеде, маунтинбайке с задним мотор-колесом или ситибайке с передним приводом – его нужно подготовить к предстоящим испытаниям. Далее приведены рекомендации, выполнение которых обеспечит вашим велопрогулкам безопасность и относительный комфорт в холодное время года. Такая подготовка убережет вас от ненужных рисков, а транспорт – от типичных «зимних» поломок.
Зимние шины
Именно от покрышек зависит, каким будет пятно контакта, как велосипед будет держать дорогу, насколько уверенными и безопасными будут ваши поездки. Зимние шины отличаются мягким составом резины (не дубеют на морозе, обеспечивают лучшее сцепление с дорогой) и глубоким протектором со стальными шипами. У дорогих покрышек 4 ряда шипов, у более дешевых – 2. Кроме шипованной резины можно использовать шины с глубоким и редким протектором, как у спортивных горных велосипедов.
Сезонная замена смазок
Все смазки на велосипеде нужно заменить на свежие и обязательно жидкие. Консистентные смазки для зимы не годятся. Лучше взять машинное (веретенное) масло или зимний вид моторного масла. Поменять смазку нужно в кареточном узле, подшипниках педалей, колесных втулках, компонентах переключателей передач открытой трансмиссии, подшипниках рулевой стойки, в узле рулевого выноса и на подседельном штыре. Каждый узел вначале разбираем, промываем, просушиваем, затем смазываем кисточкой или промасленной ветошью и собираем.
Амортизаторы
Эластомерные вилки на морозе дубеют и отрабатывать неровности не могут. В масляно-воздушных и пружинно-масляных и вилках необходимо выполнить настройку, предусмотренную производителем, или заменить масло на менее вязкое. К примеру, при стандартной вязкости 5W-40 для умеренно холодного сезона подойдет 10W-40.
Замена педалей
Педали-«топталки» склонны забиваться снегом и обледеневать. Поэтому перед зимним сезоном желательно установить контактные или шипованные спортивные педали.
Аккумуляторная батарея
Для эффективной работы на морозе литий-ионные аккумуляторы нуждаются в утеплении и использовании слаботоковых систем обогрева. После такого тюнинга вы сможете ездить дольше и дальше, т.к. батарея будет работать в комфортном для нее температурном диапазоне. Дополнительно можно организовать подогрев ручек, курка газа, седла. И не забывайте о зимней экипировке.
Трансмиссия
Элементы трансмиссии в зимний период подвержены большим нагрузкам. Цепь требует регулярной очистки и обработки сезонной смазкой. Рубашки тросиков необходимо загерметизировать, обработав все щели влагоотталкивающей смазкой. Пружины переключателей нужно очищать и смазывать после каждой поездки.
Тормоза
На скользкой дороге коэффициент сцепления с дорогой уменьшается, и это необходимо учитывать при торможении. Начинайте замедляться заранее, выделяйте на торможение дистанцию с запасом. Прислушивайтесь к тормозам и периодически очищайте их рабочие поверхности, слегка нажимая на тормозную ручку (чтобы колодки немного прижались к диску при вращающемся колесе).
В предыдущей статье блога VoltBikes.ru мы рассказали об особенностях эксплуатации тяговых аккумуляторных батарей.