Велофонарь или фара устанавливаются на велосипед, чтобы повысить безопасность передвижения на нем в условиях слабой видимости. Такие приборы освещают дорогу в сумерках или темноте, делают велосипед видимым для остальных участников движения и помогают избежать неприятностей в пути.
Согласно п. 19.1 ПДД, в условиях недостаточной видимости и в темное время суток ездить на велосипеде можно только с включенной фарой или фонарем. Это требование не зависит от освещения дороги. Движение без включенной фары спереди и габаритных огней сзади в таких условиях запрещено! Более того, согласно п. 19.5 ПДД на всех движущихся ТС даже в светлое время суток должны быть включены дневные ходовые огни или фара ближнего света.
Выбор фары для велосипеда
При выборе велофонаря для велосипеда стоит учесть:
- особенности конструкции;
- способ крепления;
- режим работы – постоянный, мигающий или стробоскоп;
- световой поток (в люменах);
- рисунок рефлектора и направление светового луча.
Конструкция
Приборы освещения для велосипеда должны иметь прочный корпус, устойчивый к механическим повреждениям и воздействию влаги. Чаще всего его делают из алюминиевого сплава или пластика. Спереди на байк устанавливается фара или фонарь, а в качестве заднего габаритного огня – маломощная мигалка. Кроме габаритных огней, она может совмещать функции поворотников и стоп-сигнала.
Фара или фонарь?
Велофара отличается от фонаря принципом питания – голова фары крепится на руль и проводом соединяется с аккумуляторной батареей на раме. Велофонарь получает питание от аккумуляторов, которые находятся в его корпусе.
Фара компактнее и мощнее фонаря, обеспечивает длительное время автономной работы без снижения яркости света. Но она зависит от внешней АКБ. Велофонарь от внешней батареи не зависит и может использоваться отдельно от велосипеда, но по мощности уступает фаре.
Способ крепления
Крепление велофар и фонарей может быть:
- Жесткое.
- Быстросъемное.
Способ крепления можно использовать любой, но он должен обеспечивать надежную фиксацию прибора даже при резких торможениях и поворотах.
Режим работы
Для езды в темное время суток используются велофары и фонари в режиме постоянного свечения. Он комфортен для глаз, позволяет легко определить расстояние до байка, но считается малозаметным.
Для езды в сумерках и в условиях недостаточной видимости, а также для визуального определения велосипеда для остальных участников движения, используется мигающий свет. Он повышает заметность транспорта, но затрудняет определение дистанции до него.
При мелком дожде, тумане, в сумерках и условиях плохой видимости используется яркий мигающий свет – стробоскоп. Он делает транспортное средство максимально заметным для остальных участников движения.
У большинства велофонарей и фар есть несколько рабочих режимов, что позволяет выбирать постоянный или мигающий свет в зависимости от условий езды.
Сила светового потока
По уровню освещения велосипедные фары и фонари делятся на 4 группы:
- Слабые – до 200 лм. Позволяют обозначить байк для остальных участников движения в условиях нормальной видимости – на освещенной дороге.
- Средней мощности – со световым потоком в диапазоне 200–500 лм. Подходят для небыстрой езды в сумерках и темноте.
- Мощные – с уровнем освещения 500–1000 лм. Отлично освещают дорогу, что особенно важно при быстрой езде по малознакомым маршрутам.
- Сверхмощные – со световым потоком более 1000 лм.
Обычно для установки на велосипед рекомендуются фары и фонари со световым потоком 400–700 лм. Но если вы часто катаетесь по ночам и хотите далеко наперед видеть все неровности дороги, устанавливайте главный свет на 600–1200 лм.
Рисунок рефлектора
В вопросе, как выбрать велосипедную фару, имеет значение и рисунок рефлектора. От него зависит направление светового луча и особенности боковой засветки местности. В зависимости от рисунка рефлектора луч света может быть направлен строго прямолинейно или с боковой засветкой, когда свет распределяется в пространстве полукругом.
Для велосипедов отлично подходят фонари и фары с яркой боковой засветкой. Они обеспечивают максимальное освещение в секторе 10 метров от переднего колеса, способствуют лучшей ориентации в пространстве и помогают вовремя выявлять дорожные препятствия. Лучшие велофары имеют еще одну полезную функцию – обрезают световой поток в верхней части, не допуская ослепления встречных ТС и прохожих.
Дальний свет в виде длинного узкого луча не дает хорошего обзора по сторонам. К тому же, при долгой езде с таким светом у велосипедистов нередко появляется эффект замыленных глаз. Световой поток уходит вдаль ярким узким столбом, и со временем появляется ощущение езды по круглому тоннелю.
Глаза перестают воспринимать детали рельефа за пределами этого светового тоннеля, и могут упустить из виду что-то важное, находящееся в окружающей темноте. Решить эту проблему позволяет простое решение – использование в связке с фарой ручного фонаря, закрепленного на шлем.
В предыдущей статье блога VoltBikes мы рассказали о производстве грузовых велосипедов на заказ.