Устройство лодочных электромоторов

Лодочный электромотор – это практичное устройство, придающее маломерному судну тяговое усилие и позволяющее развивать скорость до 5–8 км/ч. Эти моторы экологичные и бесшумные, что позволяет использовать их для тихих прогулок на воде, отдыха в заповедных зонах и заказниках. При наличии электрического мотора лодка становится более мобильной и маневренной.

Такие двигатели прекрасно подходят для перемещения по небольшим водоемам, мелководью, береговым зонам и в местах с обилием водорослей. Рыбаки особенно ценят их за тихую работу, тонкую настройку скорости, возможность ловко добраться до укромных мест лова, удобство использования при троллинге и рыбалке на спиннинг.

С одной стороны, электромотор на надувной или ПВХ лодке освобождает от необходимости работать веслами, а с другой – становится прекрасной альтернативой или дополнением бензиновому двигателю. На топливном моторе удобно преодолевать большие расстояния, в т. ч. перемещаться против ветра и при сильном течении. Электрический мотор решает не менее важные задачи – позволяет тихо прогуливаться по водоемам, наслаждаться окружающей красотой и удить рыбу в движении.

Как устроен электромотор для лодки?

В устройстве лодочного электромотора ключевую роль играют следующие узлы и детали:

  1. Рабочая голова – электродвигатель с установленным на его роторе гребным винтом (пропеллером) – при его вращении судно приводится в движение. Двигательная система находится в нижней части электромотора, под водой. Гребной винт бывает разных размеров и чаще всего имеет 2 или 3 лопасти.
  2. Вал (он же – штанга, опора, дейдвуд или нога) – удерживает электродвигатель и соединяет все части устройства в единый комплекс. Создается из прочного композитного материала, выдерживающего значительные механические нагрузки при контакте с подводными препятствиями.
  3. Винт регулировки глубины – позволяет перемещать двигательную систему вверх или вниз, меняя глубину погружения гребного винта. Расширяет возможности использования электромотора на мелководье, в камышовых зарослях, при обилии водорослей или в прибрежной области. Чем глубже находится гребной винт, тем выше эффективность работы двигателя, а на мелководье и при других рисках повреждения его легко поднять.
  4. Система управления – обеспечивает легкий старт, плавное переключение передач и равномерное движение без рывков. Содержит электронный блок управления и панель с необходимыми переключателями и индикаторами уровня заряда АКБ. Панель управления позволяет с легкостью включать нужную скорость и менять направление движения. Обычно лодочные электромоторы имеют 4–5 передних передачи и 2–3 задних.
  5. Румпель – элемент ручного управления. Находится в верхней части электромотора. Для более удобного использования имеет телескопическую рукоятку с поворотным механизмом.
  6. Сцепная струбцина – приспособление для крепления вала электромотора к транцу лодки. Позволяет настраивать уровень погружения электромотора и угол его наклона с учетом текущих условий его использования. Резьбовые элементы обеспечивают надежное крепление мотора и его быстрый демонтаж.
  7. Соединительные провода для подключения питания.

Троллинговый электромотор Hong Xing HX-55L

Особенности конструкции

Лодочные электрические моторы имеют относительно простую конструкцию без множества передаточных элементов, которые были бы подвержены естественному износу. При корректной эксплуатации такие устройства служат долго и редко требуют ремонта. И даже со временем, при износе токосъемных щеток, ремонт сводится к их замене.

Принципиально конструкция троллингового электромотора состоит из несущей и функциональной части. Несущую часть составляют струбцина, вал, крепящийся к нему румпель и гребной винт. Кроме устанавливаемых на транце лодки подвесных аппаратов, производятся также навесные и носовые электромоторы. Они крепятся, соответственно, на кавитационной платформе базового двигателя или на носу лодки с жестким корпусом, на монтажной платформе бака.

Функциональную часть троллинговых моторов составляют силовые компоненты двигателя и система управления. В классическом исполнении электромотор имеет блок управления, дискретный переключатель передач для регулировки скорости и проводку для подключения аккумуляторной батареи. Вместо дискретного переключателя иногда используется цифровой вариатор, обеспечивающий еще более плавную настройку скорости.

Принцип работы

составные части электромотораЭлектрические моторы на маломерных судах работают автономно, получая энергию от тяговых аккумуляторов. Поступающая от них электроэнергия обеспечивает вращение гребного винта. Электрический ток подается на обмотки статора и создает магнитное поле, которое в свою очередь инициирует движение ротора. Вместе с ним вращается и гребной винт, обеспечивая движение лодки по воде.

Для запуска мотора достаточно нажать тумблер. Переключение передач может выполняться с помощью румпеля, ножной педали или пульта ДУ. Чаще всего встречается ручное румпельное управление. Для управления с помощью ножной педали применяется реечный механизм и кабель для его подсоединения. Большинство лодочных моторов поддерживают несколько рабочих режимов: 4–5 передних и 2–3 реверсивных передачи.

Лодочные аккумуляторы

Автономное питание троллинговых электромоторов обеспечивают переносные АКБ тягового типа в герметичном влагозащищенном исполнении. Находясь в защитном корпусе, аккумуляторная батарея не боится попадания воды и атмосферных воздействий. Она отдает накопленную энергию мотору и обеспечивает его стабильную работу в течение нескольких часов. Стартерные аккумуляторы для этих целей не годятся. Нужны именно тяговые АКБ, рассчитанные на продолжительную токоотдачу и устойчивые к глубоким разрядам.

При выборе аккумуляторной батареи на лодку ключевую роль играют 4 параметра – тип химии, запас емкости, рабочее напряжение и масса. Они взаимосвязаны: с увеличением энергоемкости растет и вес батареи, если ее химический состав не изменился. Но достаточно выбрать вместо свинцово-кислотного аккумулятора литиевую батарею, и весовая нагрузка на лодку снизится примерно втрое при тех же рабочих характеристиках.

Тяговый аккумулятор LiFePO4 24В 80А*ч (в кейсе) с ЗУДля питания электромоторов на лодках и катерах мы рекомендуем литий-железо-фосфатные АКБ – тяговые батареи с отличным соотношением всех параметров. Они эффективно работают в жестких условиях, не боятся глубокого разряда, сохраняют исходные характеристики даже после 2000 циклов заряд-разряд. К тому же, батареи категории LiFePO4 быстро заряжаются, не склонны к просадкам напряжения и другим проблемам при эксплуатации, максимально безопасны в использовании и надежны.

Выбор характеристик АКБ для лодки

Батарея должна подходить мотору – иметь идентичное напряжение и достаточную емкость, чтобы обеспечивать его стабильную работу в течение необходимого времени. Подходящая емкость АКБ рассчитывается с учетом мощности питаемого ею электрооборудования, нужного времени автономной работы на 1 заряде и коэффициента эффективности батареи.

Запас мощности АКБ рассчитывается умножением ее вольтажа на емкость. Например, батарея с параметрами 12 В и 100 Ач имеет энергоемкость 1200 Вт·ч. Эффективная мощность составляет 80% от расчетного значения – в нашем примере 960 Вт·ч. Чтобы рассчитать время работы электромотора и/или других устройств от конкретной аккумуляторной батареи, достаточно разделить ее эффективную мощность на потребляемую мощность приборов.

Например, мотор мощностью 295 Вт при использовании рассматриваемой батареи сможет работать на полной мощности 3 часа 15 минут (960 Вт·ч : 295 Вт = 3,25 ч). При снижении электропотребления (работе мотора на неполной мощности) время автономной работы на 1 заряде батареи возрастает.

Где купить лодочные моторы и АКБ?

Хорошая подборка троллинговых электромоторов и подходящих им аккумуляторных батарей представлена в интернет-магазине Voltbikes.ru. Это модели с оптимальным сочетанием цены и технических параметров. Они помогут вам освободить руки от весел и наслаждаться прогулками по водной глади, расширят возможности для релакса, рыбалки и других видов активного отдыха.

В предыдущей статье мы рассказали о типах и нюансах выбора съемных АКБ для электровелосипедов.

  • 29 апреля 2022 г.
  • 3246 просмотров