Обычно крыльчатка на лодочном моторе состоит из гибких резиновых лопастей, которые крепятся к центральной ступице. Она, в свою очередь, вращается внутри помпы вокруг вала во втулке из нержавейки или бронзы. Помпа охлаждения находится на вертикальном валу в пространстве между дейдвудом (сапогом) и редуктором. Корпус насоса размещается ниже уровня воды, способствуя ее беспрепятственному забору.
С помощью импеллера холодная вода из водоема поступает через впускное отверстие к мотору и охлаждает его. Резиновые лопасти со временем утрачивают эластичность, и их производительность снижается. Именно лопасти подвержены наибольшему износу и фактически являются расходным материалом, который систематически приходится менять.
Что нужно для замены крыльчатки?
Чтобы поменять импеллер на лодочном моторе, нужно приготовить:
- ремкомплект с крыльчаткой и прокладками для насоса;
- ключ на 12;
- головку с трещоткой;
- 2 ключа на 10;
- плоскую отвертку;
- проволоку (50 см);
- редукторное масло;
- материал, защищающий болты от самопроизвольного отвинчивания.
Перед тем как поменять крыльчатку на лодочном моторе, необходимо снять редуктор и отсоединить его от дейдвуда. Для этого следует открутить 4 нижних винта. Можно включить заднюю передачу и раскантрить шток переключения передач, отметив первоначальное положение гаек. Затем отвинтить их, снять редукторную часть мотора и раскрутить болты.
На следующем этапе разбираем сам насос: аккуратно снимаем пластиковую крышку, чтобы не нарушить сальник водяной трубки, снимаем корпус насоса и открываем доступ к импеллеру. Дальнейший алгоритм действий примерно такой:
- Аккуратно снимаем крыльчатку насоса, поддев ее снизу плоской отверткой. При этом следим, чтобы не потерять шпонку, на которой крепится импеллер, и запоминаем принцип установки (какая сторона лопастей находится внизу, а какая вверху).
- Демонтируем металлическую пластину (зеркало) с прокладками, открываем доступ к нижнему корпусу с сальниками.
- Смотрим, в каком состоянии находится крыльчатка, стакан насоса (внутренняя часть крышки), пластины. При наличии трещин, рытвин, задиров, видимых признаков износа, потере эластичности и выявлении других дефектов – изношенные или поврежденные детали подлежат замене.
- Контролируем плотность посадки шпонки и, если нужно, меняем ее на новую.
- Собираем узел в обратной последовательности. Импеллер и крышку насоса (места скольжения) заранее смазываем редукторным маслом. Надеваем крышку, вращая импеллер в одну сторону, чтобы лопасти равномерно легли в корпусе и не оказались закушенными. Если крышка не надевается из-за избыточной ширины новых лопастей, слегка перевязываем их проволокой, после чего немного опускаем крышку, извлекаем проволоку и насаживаем крышку.
- Наконец, соединяем редуктор и дейдвуд. При этом следим, чтобы водяная трубка четко попала в уплотнитель, и он не повредился. Это важно для плотного соединения элементов и эффективного охлаждения мотора.
- Болты обрабатываем материалом, предотвращающим их отвинчивание при вибрации.
В целом замена крыльчатки – несложная процедура, но помните, что после самостоятельной разборки и выполнения ремонтных работ мотор неизбежно снимается с гарантийного обслуживания.
Читайте в предыдущей статье блога VoltBikes.ru о том, как собрать тяговый аккумулятор для лодочного электромотора.