Например, верфи часто производят линейки мини-яхт, предусматривающих оснащение подвесными моторами. Среди них есть и крупые спортивные лодки, и рыболовные модели, и семейные круизеры с комфортными каютами. Стационарные установки более распространены на габаритных судах, длиной от 12 м, но иногда ими оснащают и более компактные плавсредства. Часто производители комплектуют суда на усмотрение покупателя – или подвесниками, или стационарами.
В этой статье мы рассмотрим особенности двигателей разных типов и проанализируем, в каких случаях их установка будет наиболее рациональным решением.
Подвесные моторы
Такие движки крепятся к жесткому транцу, соответственно, находятся за пределами судна и не отбирают его полезную площадь, но с другой стороны занимают место на купальной платформе. В числе их преимуществ:
- сохранение свободного пространства на борту;
- возможность установки на лодки без моторного отсека;
- экономичность;
- возможность подъема подводной части над водой;
- простота демонтажа, в т. ч. для отдельного хранения;
- удобство перевозки, ремонта, замены, консервации на зиму;
- возможность покупки и продажи отдельно от плавсредства.
Преимущественно топливные подвесники работают на бензине, а их мощность достигает 600 л. с. Их дизельные аналоги менее распространены. Они дороже и тяжелее, бывают мощностью до 350 л. с., зато более экономичны (на 20–30%) и выигрывают по сроку службы примерно в 3 раза. Широко распространены и подвесные электромоторы. Они не вредят экологической обстановке, компактны, легковесны (3–15 кг), отличаются бесшумной работой и просты в ремонте.
Электрические движки подвесного типа не зависят от топлива и масла, легко перевозятся в любом положении, не нуждаются в техобслуживании и консервации на зиму. Они экономичны, обеспечивают легкий старт и плавный ход. Такие движки особенно актуальны для надувных и ПВХ лодок, байдарок, небольших катеров и других маломерных судов, т.к. не отягощают их. Их мощность сравнительно невысока, а для хорошей автономности нужна достаточно емкая тяговая батарея с типом химии LiFePO4.
Электромотор отлично подходит для ситуаций, когда не приходится преодолевать встречный ветер или сильное течение, а нужно тихо и маневренно идти по спокойной воде со скоростью до 5–8 км/ч. Например, для рыбалки и отдыха на небольших водоемах, рыбной ловли «на дорожку» и аккуратного подхода к укромным местам. А также для маневрирования на мелководье, заросших участках и в камышовых зонах. Лодочные электромоторы разрешено использовать даже в закрытых водоемах и заповедных зонах.
Стационарные двигатели
В отличие от подвесных моторов, стационарные движки традиционно устанавливают на средние и крупные катера. Бензиновые модели обычно применяются с поворотно-откидными колонками, поэтому чаще всего ими комплектуют яхты длиной до 15 м. На суда большей длины обычно ставят дизельные стационары. Они массивнее бензиновых, поэтому не подходят для маломерных легких судов, зато:
- более экономичны и долговечны;
- впечатляют диапазоном мощности;
- меньше шумят;
- имеют лучше сбалансированный вес и низкий центр тяжести;
- обычно служат в разы дольше подвесных моделей.
Кроме топливных, встречаются и электрические, и гибридные стационарные моторы для судов. При их установке остается свободной удобная купальная платформа на корме, но моторный отсек сокращает полезную площадь внутри корпуса. А при тесном моторном отсеке усложняется доступ к агрегатам при сервисном обслуживании и ремонте.
Выводы
Какой лодочный мотор выбрать – зависит от параметров и конструкционных особенностей судна, предпочтений владельца, характера водоемов и других факторов. При выборе важно учитывать не только особенности моторов в зависимости от принципа их установки, но и технические характеристики.
Стационарные силовые установки бывают гораздо мощнее, чем подвесные модели, работают тише и увереннее проходят крутые виражи благодаря лучшей развесовке и заниженному центру тяжести. С другой стороны, подвесники сохраняют полезную площадь на борту и легко поднимаются, позволяя безопасно пройти по мелководью или подойти к берегу без риска зацепить дно винтом.
В интернет-магазине VoltBikes.ru представлены троллинговые лодочные электромоторы разной мощности. Это легкие подвесные модели с большим КПД, удобным управлением и тихим ходом винтов. Доставка заказов выполняется по всей России.
Читайте в предыдущей статье блога VoltBikes.ru о том, как сделать усилители дропаутов для электровелосипеда.