На катерах, яхтах, лодках и других видах водной техники используют 2 типа моторов: двигатели внутреннего сгорания и электромоторы. ДВС позволяют быстро перемещаться по водоемам, а электрические моторы отличаются экологичностью и тихой работой. Двигателям внутреннего сгорания источник питания нужен только для запуска, а электромоторам – для постоянного получения энергии во время работы.
Поэтому на водной технике используют и стартерные аккумуляторы, которые по принципу работы аналогичны автомобильным моделям, и тяговые батареи, рассчитанные на интенсивную эксплуатацию в циклическом режиме. Все зависит от типа мотора. Рассмотрим подробнее, чем отличаются лодочные АКБ от аналогов, используемых в автомобилях.
Главные отличия
Батареи морского типа – стартерные и тяговые, с любым типом химии – адаптированы для использования на яхтах, катерах, лодках и других плавсредствах. Они имеют герметичный корпус и высокий класс влагозащищенности, не боятся тряски, вибраций и крена, не склонны к вытеканию электролита или осыпанию пластин и могут работать в положении на боку. Такие накопители рассчитаны на жесткие условия эксплуатации, поэтому производятся по особым технологиям.
Даже батареи свинцово-кислотного типа в морском исполнении имеют усовершенствованную необслуживаемую конструкцию с утолщенными пластинами, гелеобразным электролитом, прочным герметичным корпусом и специальными присадками, противодействующими окислению и химической деградации. Еще больше отличаются от автомобильных аккумуляторов литиевые АКБ. Они компактные и легкие, но при этом накапливают большой объем энергии и обеспечивают стабильное питание электромоторов. Такие батареи состоят из отдельных элементов питания, соединенных в единую систему и снабженных BMS платой защиты.
Лучше всего для питания лодочных электромоторов подходят батареи подвида LiFePO4 – литий-железо-фосфатные. Это тяговые АКБ с устойчивой химической структурой и большим циклическим ресурсом. Они не боятся глубоких разрядов, стабильно работают даже на морозе и в жару, не возгораются даже в чрезвычайных ситуациях и отрабатывают более 2000 циклов заряд-разряд.
Различия стартерных и тяговых АКБ
Для запуска двигателя на него нужно кратковременно подать большой ток, что и делает стартерный аккумулятор на автомобиле или другом транспорте. После этого он отдыхает и восстанавливает потраченную энергию. Батарея тягового типа работает иначе: выдает гораздо меньшие токи, но постоянно, пока к ней подключена нагрузка. В результате АКБ разряжается – отдает большую часть накопленной энергии, а затем восполняет ее при зарядке от электросети.
Такие источники питания работают в циклическом режиме заряд-разряд, и даже срок службы у них измеряется количеством рабочих циклов. Важнейшими характеристиками таких АКБ являются:
- энерговооруженность – объем накапливаемой энергии;
- допустимые токи заряда и разряда;
- циклический ресурс;
- устойчивость к глубоким разрядам.
К морским батареям выдвигаются дополнительные требования: небольшая масса при большом запасе емкости, влагозащищенность, устойчивость к атмосферным факторам, крену и качке, наличие ударопрочного корпуса, удобной ручки и ремня для переноски. Иногда в продаже встречаются универсальные АКБ двойного назначения – DP, dual purpose. Они подходят и для пуска топливных двигателей, и для длительного питания электромоторов и других видов бортового оборудования.
Можно ли использовать на лодке автомобильный аккумулятор?
Во-первых, аккумулятор от автомобиля – это стартерный источник питания, предназначенный для запуска ДВС. На продолжительную токоотдачу, как при питании электрического мотора на лодке, он не рассчитан. При таком режиме эксплуатации стартерный накопитель энергии быстро придет в негодность. А если речь идет о свинцово-кислотном аккумуляторе с жидким электролитом, то на водной технике его нецелесообразно использовать даже для запуска бензинового или дизельного двигателя.
Такие АКБ громоздкие и тяжелые, склонны к протечке электролита при качке и, как минимум, доставляют дискомфорт. Для частых перемещений предназначены необслуживаемые накопители энергии, например, гелевые или литиевые, не склонные к осыпанию пластин, вытеканию электролита, коротким замыканиям при сильной качке и другим проблемам, свойственным негерметичным свинцово-кислотным батареям.
Автомобильные АКБ не предназначены для работы на водоемах и зачастую не могут обеспечить длительное питание мотора и стабильную тягу. Поэтому эффективность и безопасность их использования на водной технике вызывает обоснованные сомнения. Подобная экономия чаще всего приводит к незапланированной покупке нового аккума для автомобиля и поиска подходящего источника питания для моторной лодки.
В предыдущей статье блога VoltBikes представлен рейтинг электровелосипедов с большим запасом хода.