Энергию для работы электромоторов в портативных лодочных насосах предоставляют встроенные аккумуляторы. Они бывают разных типов:
- лучшие по всем параметрам – Li-ion, с номинальным напряжением 3,6 или 3,7 В на элемент;
- устаревшие – Ni-Cd или Ni-Mh, с напряжением 1,2 В на ячейку;
- доступные, но тяжелые и громоздкие – свинцово-кислотные АКБ необслуживаемого типа, изготавливаемые по технологии AGM или GEL, напряжением 12 В.
Какие АКБ для лодочного насоса лучше и почему?
Лучшими элементами питания для аккумуляторных приборов, техники и оборудования разных типов по-прежнему остаются литий-ионные аккумуляторы.
Они выигрывают у всевозможных конкурентов и по циклическому ресурсу, и по удобству применения, и по техническим характеристикам. Прежде всего, Li-ion технология позволяет при идентичных размерах и массе получить аккумуляторную батарею с увеличенным запасом емкости и мощности. А значит, заряда такой батареи хватает на более длительное время использования работающего от нее электрического устройства.
На практике это означает, что один и тот же электронасос для ПВХ лодки позволит накачать и сдуть ее большее количество раз, если оснастить его литий-ионной батареей. Установить ее можно и вместо свинцово-кислотной AGM батареи, и вместо никель-металлгидридной или никель-кадмиевой. Переход на литий практически всегда становится выигрышным решением, причем преимущества Li-ion аккумуляторов ощутимы при использовании всевозможных устройств – от лодочных электрических моторов до эхолотов, электрокатушек и насосов.
Как переделать лодочный насос на Li-ion аккумуляторы?
Для перехода с никеля или свинца на литий нужно:
- Вскрыть корпус электронаноса или другого прибора, отсоединить разъемы, снять контактную группу.
- Посмотреть характеристики старой батареи – размеры, емкость, напряжение.
- Посчитать, сколько Li-ion элементов понадобится для замены старой батареи. Для набора нужного напряжения ячейки соединяют последовательно. Их суммарный вольтаж примерно должен соответствовать рабочему напряжению прибора (и вольтажу старой батареи). Например, для получения 12 В понадобится 3 или 4 ячейки (3х3,7=11,1 В или с запасом 3,7х4=14,8 В). Емкость зависит от типоразмера используемых элементов питания и материала катода. У высокотоковых ячеек (например, с литий-марганцевым катодом) при форм-факторе 18650 емкость примерно составляет 2500 мА·ч (для Li-ion элементов это не предел), но зато токоотдача может достигать 20 А.
- Продумать, как их лучше расположить в корпусе, чтобы он свободно закрылся.
- Выбрать BMS плату защиты, чтобы автоматически поддерживать диапазон рабочих напряжений 2,55–4,2 В на ячейку, не допускать перезаряда, глубокого разряда, перегрузок по току, перегрева, преждевременного износа и других проблем при эксплуатации литиевой батареи. Плату выбирают по количеству последовательно соединенных элементов (например, 3S или 4S) и с учетом предельно допустимой величины токовой нагрузки (значению рабочего тока, при котором будет срабатывать защита).
- Из абсолютно одинаковых ячеек собрать АКБ по выбранной схеме, используя контактную сварку и никелевую полосу. Установить БМС плату. Припаять к новой сборке контактную группу от старой батареи и поместить АКБ в корпус.
- Выбрать зарядное устройство для Li-ion батареи с учетом количества последовательно соединенных элементов и величины зарядного тока. Для подключения к ЗУ – установить DC разъем 5,5х2,1 мм.
Ранее в нашем блоге вышла статья со схемой подключения BMS платы 3S.