Конечно, такие моторы достаточно тяжелые и «прожорливые», что важно учитывать при выборе велосипедной базы, аккумуляторной батареи и остальных компонентов. В этой статье мы перечислим распространенные ошибки при сборке мощных электрических велосипедов. Если учесть и не допускать их, это поможет избежать дальнейших переделок и дополнительных расходов.
Ошибка №1 – недостаточно прочная рама
Стальные рамы тяжелее, зато лучше выдерживают нагрузки. Кроме того, при выборе компонентов для электрификации велосипеда нужно учитывать ширину посадочного места, чтобы для установки мотор-колеса не пришлось нарушать конструкцию рамы.
Ошибка №2 – неудачно подобранные электрокомпоненты
Правильная сборка электровелосипеда начинается с корректного выбора комплектующих. Важно, чтобы они были совместимы друг с другом и по своим характеристикам соответствовали параметрам создаваемого транспорта и условиям его предстоящей эксплуатации. Например, для поездок по шоссе подойдет электромотор прямого привода, а для нормального преодоления крутых и затяжных подъемов нужен редукторный мотор.
Чтобы не гадать, какой контроллер выбрать к конкретному электромотору, желательно покупать такие компоненты в виде набора. В электронаборы для сборки е-байков обычно входят:
- мотор-колесо (1 или 2), заспицованное в двойной пистонированный обод с использованием усиленных спиц;
- контроллер того же напряжения и мощности;
- рычаг или курок газа;
- велокомпьютер или панель управления;
- ручки тормоза.
Чтобы полностью использовать потенциал мотора, иногда максимальный ток контроллера берут на 50% выше номинальной мощности МК. С увеличением мощности контроллера растет производительность электромотора, но вместе с тем повышается вероятность его перегрева и преждевременного износа компонентов.
Ошибка №3 – недостаточно емкая и мощная батарея
Для мощных электровелосипедов подходят достаточно емкие и мощные АКБ, собранные из высокотоковых ячеек Li-ion или LiFePO4. Для выравнивания напряжения на элементах питания важно использовать эффективные балансиры, иначе аккумуляторы в сборке будут «разбегаться», и батарея не сможет эффективно накапливать и отдавать энергию.
Дальность поездок на 1 заряде зависит от энерговооруженности батареи в Вт·ч. Чтобы рассчитать этот параметр, нужно емкость в А·ч умножить на напряжение. Например, у АКБ напряжением 48 В и емкостью 15 А·ч энерговооруженность составляет 48 В х15 А·ч =720 Вт·ч.
В среднем на 1 км поездки на электротяге (без использования педалей) расходуется 25 Вт·ч накопленной энергии. Т.е. для АКБ с параметрами 48 В, 15 А·ч усредненная дальность пробега на 1 заряде составит около 29 км. Поэтому для мощных электровелосипедов (>500 Вт)нужны батареи емкостью от 15 А·ч.
Ошибка №4 – неудачное расположение мотора или батареи
Мощное мотор-колесо (от 500 Вт) для лучшей управляемости и устойчивости желательно устанавливать сзади. Передние вилки обычных велосипедов не рассчитаны на такие нагрузки. Более того, даже дорогие вилки нуждаются в усилителях дропаутов, если вы намерены нагрузить их мощным мотор-колесом. Поэтому спереди желательно ставить МК мощностью 250–350 Вт. Если этого недостаточно, выбирайте:
- заднее МК – задние посадочные места велосипедных рам прочнее вилок и лучше выдерживают высокие нагрузки, хотя им тоже нужны усилители дропаутов;
- кареточный электромотор;
- полный привод, реализованный с помощью 2 мотор-колес.
Место для крепления АКБ выбирают так, чтобы обеспечить равномерное распределение весовой нагрузки. Оптимальный вариант – пространство в треугольнике рамы.
Ошибка №5 – некачественная проводка
В вопросе, как правильно собрать электровелосипед своими руками, важна каждая деталь – от наличия инструментов и корректно подобранных комплектующих до качественного электрического соединения. В целом работы по электрификации велосипеда можно выполнить самостоятельно. Для этого необходимы базовые навыки по обслуживанию велосипеда и пошаговое выполнение монтажных работ, описанных в инструкции к приобретенному набору электрокомпонентов.
Что касается проводов:
- они должны иметь достаточное сечение – это профилактика перегрева и падения напряжения;
- маршрут их прокладки должен быть таким, чтобы обеспечить достаточное расстояние от потенциальных источников тепла и движущихся элементов;
- провода необходимо качественно закрепить – без передавливания и риска повреждения из-за трения.
Неисправная проводка и поврежденные контакты становятся источником или точкой распространения электромагнитных помех, приводят к нестабильной подаче электропитания или отказу системы.
Ранее в блоге VoltBikes вышла статья о том, как сделать аккумуляторную батарею на 72 В.