Электропривод велосипедов обеспечивается при помощи мотор-колес – бесколлекторных двигателей, устанавливаемых во втулку колеса. В зависимости от места установки таких двигателей, привод электровелосипеда бывает передним, задним и полным (2WD). По конструкции мотор-колеса бывают прямого привода и редукторные с обгонной муфтой. Какой вариант выбрать – зависит от поставленных задач, стиля вождения, необходимых значений максимальной скорости и других факторов.
Выбираем привод на электровелосипед: передний, задний или полный
Сделать правильный выбор вам поможет сравнительная таблица:
Тип привода |
Преимущества |
Недостатки |
Передний |
Максимальный контроль райдера над транспортным средством. Лучшая управляемость. Уверенное преодоление подъемов. Легкое прохождение поворотов. Больший крутящий момент. Хорошая развесовка велосипеда. При вращении педалей в помощь мотор-колесу – получение гибридного полного привода. |
Высокие требования к прочности и надежности передней вилки. Сложности при езде по бездорожью и проблемным дорогам – поскольку удар при встрече с препятствием приходится на мотор-колесо, это приводит к снижению скорости. |
Задний |
Возможность установки мощного электромотора без дополнительных фиксаторов. Меньшая подверженность загрязнениям – благодаря частичной защищенности заднего электродвигателя звездами и тормозом. Отличная динамика. Высокая проходимость. |
Подверженность заносам, особенно при поворотах на скользкой или мокрой дороге. Это связано с перевесом задней части велосипеда. Частично решить данную проблему позволяет установка аккумуляторной батареи спереди, на раме. |
Полный |
Отличная проходимость, динамика и управляемость. Уверенное преодоление крутых подъемов, сложных участков дорог, бездорожья. Идеальная развесовка. Возможность круглогодичного использования, в т. ч. для езды по снегу, песку, гравию, влажному и рыхлому грунту. |
Высокая цена. Увеличение веса конструкции из-за использования 2-х электромоторов и более тяжелой АКБ. |
Определяем нужную мощность электровелосипеда
Необходимая мощность двигателя электровелосипеда зависит от требуемых значений разгона, рельефа местности, стиля вождения. Для размеренной езды в скоростном режиме до 25 км/ч достаточно мотора на 250 Вт. Кстати, в Европе, Австралии и Японии все серийные электровелосипеды выпускаются с редукторными мотор-колесами мощностью до 250 Вт. E-bike с таким мотором остается легким и мобильным, отлично подходит для езды по городу и за его пределами.
С увеличением мощности электромотора возрастают и его размеры, вес, потребление энергии. Соответственно, возрастает необходимая емкость и масса аккумуляторной батареи для его обслуживания. Поэтому зависимость скорости от мощности – не линейная. Так, для движения со скоростью 50–60 км/ч мощность мотора должна составлять не менее 1000 Вт. Фактическая скорость во многом зависит от типа используемых покрышек, веса велосипеда и райдера.
Допустимая мощность электровелосипеда зависит от надежности его металлической базы и условий предстоящего использования. По правде электровелосипед, развивающий скорость 50–60 км/ч, является электромопедом. В результате, для управления таким транспортом нужны водительские права.
Его конструкция должна быть соответствующей – с усиленной рамой, хорошими амортизаторами, надежной тормозной системой. Чтобы e-bike безопасно останавливался, желательно использовать тормозные роторы диаметром 180 или 203 мм. Дропауты нужно усилить, чтобы велосипед не буксовал при старте. Оптимальный диаметр колес – 27,5–29”, покрышки – с дорожным протектором.
Выбор между редукторными и прямоприводными моторами
Двигатели для серийно выпускаемых электровелосипедов делятся на 3 категории:
- С планетарным редуктором и обгонной муфтой, устанавливаемые во втулку колеса.
- Прямоприводные, устанавливаемые во втулку колеса.
- Кареточные, применяющие имеющийся привод цепью – нежелательный вариант ввиду ускоренного износа трансмиссии.
Редукторные и прямоприводные мотор-колеса значительно различаются по вращающему моменту и предельной скорости. Их преимущества и недостатки приведены в сравнительной таблице:
Тип электромотора |
Преимущества |
Недостатки |
Редукторный с обгонной муфтой |
Легкий вес. Компактные размеры. Экономичность. Большой вращающий момент. Обеспечение легкого старта с места и на 30% большей дальности хода (при использовании одинаковых аккумуляторных батарей). Возможность езды на педалях без дополнительного сопротивления мотора. Комфорт передвижения практически в любых условиях. Нет необходимости в обслуживании. Долговечность. |
Ограниченные значения мощности (250–500 Вт). |
Прямого привода |
Высокая мощность – от 1000 Вт. Полное отсутствие техобслуживания в течение всего срока службы. Актуальность для быстрых скоростных электровелосипедов, предназначенных для движения по асфальту на высокой скорости. |
Солидный вес. Меньший вращающий момент. Усложненный ход при отключенном моторе – из-за сильных магнитов в конструкции. Меньшая амортизация – из-за увеличенного диаметра мотора и меньшей длины спиц. Необходимость осторожной езды по пересеченной местности – во избежание повреждения обода, покрышки и спиц. Необходимость использования более энергоемкой АКБ. |
Резюме
Для быстрого разгона, уверенного подъема на эстакады и езды по сложному рельефу желательно использовать полный привод. Для спокойной езды по ровной трассе хорошо подходит передний привод, а для агрессивного стиля вождения и легкого бездорожья – задний. Мощность выбирается в зависимости от необходимой скорости. Если необходимое значение мощности не превышает 500 Вт, желательно применять редукторные мотор-колеса с обгонной муфтой. Для езды по асфальту на высоких скоростях используются мотор-колеса прямого привода.
Перейти в раздел полноприводные велосипеды