Электровелосипеды – созданы, чтобы дарить удовольствие от перемещений и практически не требуют никакого обслуживания, ограничиваясь подкачкой колес. Отсутствие необходимости обслуживания, правда, не отменяет возможность поломки и понятие ресурса. В электрических велосипедах на третьем месте по ресурсу после покрышек и колодок, особенно серийных моделях известных производителей Ecobahn Eltreco Volteco Wellness, обычно стоит литий-ионный аккумулятор. Выход из стоя обычно связан с поломкой платы управления аккумулятором – БМС.
Снижение емкости ячеек и аккумулятора
В зависимости от класса электровелосипеда в них устанавливаются аккумуляторы различной химии (18650 ли-ион, с добавкой никеля, марганец кобальта, литий-полимерные и т.д.), а в зависимости от типа химии у аккумуляторов разнится и ресурс. Ресурс АКБ велосипеда начинается от 300 циклов заряд-разряд у бюджетных моделей на дешёвой химической композиции литий-ионных аккумуляторов, до 1000 циклов для качественных литиевых аккумуляторов. LiFePO4 аккумуляторы редко устанавливают на серийные электробайки, но их ресурс до 2000 циклов заряд-разряд позволяет меньше думать о потере емкости.
Диагностика и восстановление работоспособности
Понять, почему не работает аккумулятор из 18650 элементов довольно просто. Диагностика аккумулятора делится на первичную – определение того, что вышло из строя – БМС или ячейка и вторичную определение емкости элементов и проверка микросхемы платы управления. Часто бывает так, что при выходе из строя БМС, она разряжает «в ноль» одну из параллелей АКБ. Встречается и простое перегорание контактов. Восстановление работоспособности в таких случаях осуществляется заменой вышедших из строя элементов аккумуляторной сборки. Аккумуляторы популярных велосипедов: TNAEB, Volteco, Wellness, Cycleman, ALFABIKE, Micargi и т.д. редко страдают такими проблемами.
Разбалансировка аккумуляторной сборки
Если электровел и его батарея изготовлены качественно и эксплуатировались бережно, то выход из строя им не страшны, но через несколько лет успешной эксплуатации возможно значительное сокращение дистанции пробега. В данном случае всё тоже не так однозначно. Если пробег сократился после зимнего хранения, то, возможно, это не повод считать, что её элементы выработали свой ресурс. Возможно один из её элементов имеет большее внутреннее сопротивление и, соответственно, больший саморазряд. В таком случае необходимо его «вытянуть» и продолжить пользоваться химическим источником тока, как и раньше. При сильной разбалансировке штатное БМС и зарядное устройство могут не справиться с балансировкой, и необходима прямая зарядка просевшей параллели. Периодическая подзарядка АКБ, а лучше цикл заряд-разряд-заряд помогут избежать таких вопросов. Если производитель байка ECOFFECT, Ecobahn, E-motions, Eltreco, Elbike с ответственностью подходит к сортировке ячеек перед сборкой, то риск разбалансировки при хранении минимален.
Замена ячеек литиевого аккумулятора или переборка
Если всё выше написанное не про вас, но литиевая сборка значительно сократила объём отдаваемой энергии, то, скорее всего, ресурс элементов подходит к концу. Мы, в мастерской электровелосипедов ВольтБайкс для проверки емкости и нового и БУ аккумулятора проводим разрядку на разрядном стенде с определенной силой тока разряда и получаем значение реально отдаваемой аккумулятором энергии. Если емкость сократилась на 40-60%, то необходима замена. Покупать новый аккумулятор не требуется, можно заказать переборку батареи и сэкономить на стоимости БМС. Переборка также позволяет поставить качественные ячейки, используемые только в дорогих моделях электровелосипедов FLYGEAR, MOTUS, GOOSE CARDAN, UBERBIKE, PEDEGO, A2B, Velectric system и ячейки повышенной емкости.
Переборка li-ion аккумулятора с заменой ячеек аналогична сборке новой батареи о вариантах изготовления которых мы писали ранее.