Самодельный аккумулятор 72В: пошаговая сборка и безопасная эксплуатация

Принцип сборки самодельной АКБ литий-ионного типа одинаков – независимо от того, какой форм-фактор ячеек вы используете, какую батарею изготавливаете и где планируете ее использовать. Возможны некоторые различия в соединении элементов питания. Например, если использовать ячейки LiFePO4 с монтажными пластинами и болтами, контактная сварка не понадобится. Но в целом алгоритм сборки любой Li-ion батареи стандартный и вполне осуществим, в отличие от самостоятельного изготовления автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторов.

Пошаговая сборка Li-ion батареи на 72 В

Аккумулятор Li-ion фотоПоследовательность изготовления литиевой АКБ своими руками примерно такова:

  1. Выясняем, батарея с какими параметрами нам нужна. Кроме номинального напряжения (в нашем случае – 72 V), решаем вопрос с запасом емкости, оптимальными размерами и формой АКБ.
  2. Обсуждаем, из каких элементов будем собирать батарею (емкостных или высокотоковых, какого типоразмера, с каким подтипом химии). Выбор зависит от условий будущей эксплуатации АКБ, в частности – от мощности нагрузки, которую она будет питать.
  3. Продумываем схему соединения ячеек – с учетом характеристик выбранных элементов питания и параметров, которые нужно получить в итоге. Если наращивать емкость не нужно, берем схему 20S1P. Если увеличение емкости необходимо, используем схему 20S2P, 20S3P, 20S4P и т.п.
  4. Выбираем BMS плату 20S с подходящими значениями долговременного тока нагрузки, максимальной токовой нагрузки (тока срабатывания защиты), зарядного тока.
  5. Готовим принадлежности для точечной сварки и пайки, измерительные приборы, электроизоляционные материалы, клеммы, провода, штекеры. Еще зарядное устройство, индикатор зарядки, термоусадочную пленку большого диаметра, очки, перчатки.
  6. Продумываем, как лучше расположить ячейки, чтобы получить желаемую форму и размеры АКБ – в зависимости от параметров корпуса или батарейного отсека.
  7. Берем Li-ion ячейки, одинаковые по всем параметрам (типу химии, материалам катода и анода, форм-фактору, бренду, в идеале – из одной партии) и выбираем среди них полностью идентичные по внутреннему сопротивлению и емкости. Выравниваем вольтаж отобранных элементов питания – замыкаем между собой все их минусовые контакты и так же замыкаем друг с другом все положительные контакты.
  8. Комплектуем батарею в соответствии с выбранной схемой.
  9. Если в схеме есть параллельное соединение, соединяем ячейки параллельно – набираем желаемый емкостной запас. Для электрического соединения элементов питания используем никелевую ленту и аппарат точечной сварки.
  10. Соединяем полученные 20 серий (или 20 отдельных Li-ion  элементов, если схема не предусматривает параллельного соединения) последовательно – набираем номинальное напряжение сборки 72 В.
  11. В соответствии с прилагаемой схемой подключения присоединяем к батарее БМС плату и балансир.
  12. Присоединяем силиконовые AWG провода с разъемами ХТ60-мама – для зарядки и питания нагрузки.
  13. Тестируем собранную батарею – несколько раз заряжаем ее и разряжаем на нагрузочном стенде, контролируя нагрев, график разряда и отдаваемую емкость.
  14. После успешной проверки обкладываем батарею стеклотекстолитовыми листами толщиной 1,5–2 мм, помещаем в термоусадочную пленку и корпус.
  15. Выводим провода. Крепим кнопку включения/выключения, индикатор зарядки или вольтметр, штекер для зарядного устройства. Отверстия обрабатываем герметиком.

Правила безопасной эксплуатации Li-ion батарей

Если все сделать правильно, это сведет к минимуму всевозможные риски при эксплуатации АКБ. В частности, БМС плата будет контролировать рабочие параметры: напряжение, температуру, токи заряда и разряда. Если какой-то параметр выйдет за допустимые границы, БМС плата отключит батарею от нагрузки или зарядного устройства.

Li-ion аккумулятор VBS 72В фотоПользователям остается только соблюдать простые правила:

  • избегать экстремальных температур;
  • не допускать ударов, повреждений и разгерметизации батареи;
  • использовать подходящие зарядные устройства – предназначенные для АКБ с таким типом химии и характеристиками;
  • не хранить батарею в разряженном состоянии;
  • не заряжать на морозе;
  • не оставлять под действием прямых солнечных лучей или около нагревательных приборов;
  • не замыкать контакты;
  • при любых неполадках – например, при быстрой разрядке или сильном нагреве при зарядке – обратиться в мастерскую.

Ранее в блоге VoltBikes вышла статья о настройке механических дисковых тормозов на электровелосипеде.

  • 27 июля 2025 г.
  • 37 просмотров