Да, такой вопрос часто задают люди, впервые увидевшие современный мощный электровелосипед. Причин тому несколько: это и внушительного размера батарейный отсек, обычно мясистая вилка, широкие обода колес, надежная резина. И это неспроста, каждый владелец электровелосипеда думает о своей безопасности. Масса и скорость выше, следовательно, нагрузки, действующие на узлы электровелосипеда выходят за пределы возможностей велокомпонентов. Велосипедные компоненты, особенно те, что напрямую контактируют с дорогой (шины, обода, спицы) изначально рассчитаны на велосипедные скорости и неподрессоренные массы от этого и страдают в первую очередь: шины получают «змеиные укусы», обода гнутся, спицы ломаются. Для повышения надежности и безопасности своего транспортного средства имеет смысл применять компоненты и узлы мопедов, скутеров, мотоциклов, т.к. они рассчитаны на серьезные нагрузки, хотя и имеют порой значительно больший вес. И так, рассмотрим мото-компоненты подробнее:
Обода
Если вы решили заспицевать свое мотор-колесо в мотообод…Первым делом нужно посчитать количество отверстий для спиц в ободе, их должно быть 36. Т.к. существуют обода в которых 32 отверстия (могут быть другие вариации), а 99% мотор-колес рассчитаны на 36 спиц. Самые популярные мото-обода это 17,18,19,21 дюймов, шириной в основном 1,4-1,8 дюйма. Размерность мотоциклетных колес не совпадает с размерностью велосипедных, так, например, обод 18 дюймов мото и вело будут совершенно различного диаметра. Причина в том, что диаметр велосипедного колеса определяется по внешнему диаметру условной шины, надетой на этот обод. Еще одно существенное отличие мото обода от велосипедного в том, что отверстия под головки спиц имеют углубления и расположены под определенным углом, сделано это для того чтобы не допустить изгиба спицы в месте входа в обод.
Велосипедные обода рассчитаны на малые диаметры втулок, поэтому при использовании их в безмоторном варианте проблем с углами не возникает. Угол входа спицы зависит от соотношения диаметров обода и втулки (в качестве которой может быть установлено мотор-колесо), чем больше диаметр втулки и чем меньше диаметр самого обода, тем больше угол, под которым располагается спица.
Поэтому при спицевании мотор-колеса большого диаметра в небольшой велосипедный обод (например, 20 дюймов) может возникнуть ситуация, при которой угол входа спицы будет настолько велик, что Вам не удастся вставить спицу без предварительного ее изгиба. Результаты такой спицовки будут неудовлетворительными. Некоторые «умельцы» в подобных случаях используют радиальную спицовку, используя очень короткие спицы (рассмотрим ее чуть ниже). Обода бывают стальными и из алюминиевого сплава (они дороже). Стальные обода легче повредить при попадании в яму на дороге, но такие обода при не сильном повреждении поддаются правке, во всяком случае можно будет доехать до дома или места ремонта. Легкосплавные обода обычно не поддаются правке и при сильном повреждении дают трещину или вовсе откалывается часть обода.
Шины
Старайтесь выбирать качественные шины из мягкой резины и не слишком развитым протектором, т.к. жесткая резина и «зубастый» протектор могу сильно увеличить расход электрической энергии и снизить накат. При выборе ширины шины обязательно обращайте внимание на ее соответствие с шириной выбранного обода, обычно информация о подходящей ширине обода нанесена на самой шине.
Спицы
Спицы должны быть толстыми и лучше, если они будут изготовлены из нержавеющей стали. Спицы бывают металлического цвета, а также могут быть окрашены в различные цвета или покрыты цветной пленкой. Их диаметр должен быть не меньше 3мм.
Диаметр спиц может быть обозначен в мм или цифрой с индексом G, например, 10G соответствует диаметру 3,2мм, чем больше цифра рядом с G, тем тоньше спица. Длина спиц зависит от соотношения диаметров мотор-колеса и обода, а также от выбранного типа спицевания (в 1 крест, 2 креста и т.д.). Даже для ободов с одинаковыми диаметрами по покрышку, например 18 дюймов могут потребоваться спицы разной длины, так как обода могут быть разной высоты, т.е. будут иметь разный ERD (эффективный диаметр обода). Мотор-колеса как правило спицуют в 1 крест, т.е. каждая спица пересекается с соседней спицей только один раз. Расчет длины спиц можно выполнить в одном из онлайн-калькуляторов, например, в этом https://www.sapim.be/kalkulyator-spic или этом https://ebikes.ca/tools/spoke-calc.html Ни в коем случае не следует спицевать мотор-колесо радиальной спицовкой, так называемым «солнышком», это когда соседние спицы не пересекаются. В этом случае нагрузка на спицы серьезно возрастает, это не безопасно и рано или поздно приведет к их обрыву.
В спицевании мотор-колеса лучше довериться профессионалам, но если вы решили сделать это сами, то вот несколько полезных советов:
- не делайте это «на коленке», вам обязательно нужно зафиксировать ось мотор-колеса так чтобы можно было его вращать. Самый простой способ использовать собственный велосипед перевернутый «вверх ногами» или вилку от старого велосипеда из металлолома;
- установите все спицы на свои места и слегка натяните их равномерно по всей окружности обода;
- затем вращая колесо отметьте те места обода, что имеют искривления и путем одновременного ослабления спиц на одной стороне обода и подтягиванием на другой добейтесь идеальной балансировки.
Вот самые часто встречающиеся длины спиц для спицовки популярных моторов 205 диаметра типа Quanshun, он же «кромотор», «миникрошка», Polaris и подобных моторов: для обода 17 дюймов от мопедов «Дельта» и аналогичных — 110мм, для обода 18 дюймов от мотоцикла «Минск» и аналогичных — 145мм
Вилка
Самый бюджетный вариант — вилка от мопеда типа Альфа, Дельта. Не смотря на свою архаичность и низкую стоимость вилка вполне достойно отрабатывает как мелкие, так и крупные неровности дороги. Основные параметры вилки: расстояние между перьями:142мм
диаметр втулки штока снизу 24мм, вверху (резьба) 22мм
длинна штока 225мм. Минимальная высота рулевого стакана 150мм, наружный диаметр подшипников рулевой 44мм, так что если у Вас полуинтегрированная 1 ⅛ рулевая, то скорее всего доработок не потребуется, в противном случае потребуется изготовить соответствующие проставки-переходники. Так же неплохим вариантом является установка вилок от легких мотоциклов 125-150см3, но в каждом конкретном случае потребуется индивидуальная подгонка деталей и изготовление переходников.
При выборе вилки кроме качества ее работы и основных геометрических параметров также следует обращать внимание на диаметр отверстий под колесную ось, наличие креплений для требуемого дискового/барабанного тормоза, возможность крепления переднего крыла.
Амортизаторы
Задние амортизаторы от мопедов и мотоциклов имеют как правило бОльшую длину, а также бОльшие диаметры осей чем велосипедные, поэтому в подавляющем большинстве устанавливаются в пространственные кастомные рамы. В основном амортизаторы бывают гидравлическими (масляными) либо газонаполненными, бывают с регулировкой и без.
В любом случае амортизатор нужно выбирать исходя из его геометрических размеров, массы электровелосипеда и наездника, рычажности маятника.