Вы еще ничего не выбрали :(

Почему скрипят тормоза на велосипеде?

12 октября 2018 г.

Почему скрипят тормоза при торможении на велосипеде? Устраняем скрипы.

Скрипы и другие чужеродные звуки при торможении не только раздражают велосипедистов, но и могут сигнализировать о серьезных неполадках. Причины появления скрипящих звуков бывают разными – от погодных условий до загрязнения обода и перекоса колодок.

Часто дисковые гидравлические тормоза на велосипеде скрипят в сырую погоду, когда из-за попадания влаги нарушается сцепление поверхности с элементами тормозной системы. В ободных тормозах на склонность к скрипам влияет мягкость материала колодки. Мягкие модели почти не скрипят, но служат меньше, чем изделия из твердой резины. Также скрипы могут возникать из-за износа или сильной загрязненности обода, неправильной настройки тормозов, перекоса колодки и других причин.

Велосипед в лесу фото

Причины скрипа ободных или клещевых тормозов (V-brake)

Во многом ответ на вопрос, почему скрипят тормоза при торможении на велосипеде, зависит от типа используемой тормозной системы. Клещевые тормоза нередко поскрипывают из-за:

  • использования твердых колодок;
  • загрязненности поверхности обода, с которой они соприкасаются;
  • естественного износа обода;
  • отсыревших колодок;
  • нарушения параллельности колодок относительно обода – они должны соприкасаться по всей площади, иначе возникают чужеродные звуки, и ускоряется истирание механизмов;
  • проблем с механикой, обеспечивающей торможение – в таком случае тормоз издает скрипящие звуки даже при снятом колесе.

Почему скрипят механические дисковые тормоза на велосипеде?

Тишина при работе дисковых тормозов зависит от твердости колодок, параллельности дисков по отношению к ним и чистоты системы, прежде всего, роторов. При наличии на них царапин скрип будет увеличиваться. Имеет значение и твердость стали, из которой создан ротор. Если это жесткая каленая сталь, вероятность появления скрипов возрастает. К появлению чужеродных звуков может привести попадание на диск смазки или других химических веществ.

Металлизированные колодки – самые жесткие. Они обеспечивают хорошую силу прижатия, устойчивы к износу, не выделяют дым при сильном нагреве. Но при резком торможении, особенно в условиях высокой влажности, они склонны «пищать». Такие колодки оптимально подходят для использования на пересеченной местности. Но поскольку их структура напоминает абразив, они провоцируют ускоренный износ ротора. Колодки из материала Organic шумят редко, отлично цепляют, но требуют более частой замены. Синтетические колодки уступают им по «схватываемости», но радуют долговечностью и меньше изнашивают ротор.

Рекомендации по устранению скрипов

Чтобы устранить скрипящие звуки и предотвратить их дальнейшее появление, рекомендуется:

  1. Поддерживать чистоту обода. По мере необходимости протирать его бензином, спиртом, растворителем или уайт-спиритом. Это необходимо для растворения «прикипевшей» к поверхности обода отработанной резины от колодок. Если протирание не даст должного эффекта, можно дополнительно зачистить обод наждачной бумагой с небольшим зерном.
  2. Поддерживать чистоту колодок и роторов. Регулярно их обезжиривать, особенно часто используемый задний ротор. Регулярно чистить колодки – скоблить ножом или обрабатывать наждачной бумагой.
  3. Контролировать правильность расположения колодок относительно ротора.
  4. При сырой погоде – просушивать тормозной механизм 2–3 резкими торможениями. Они обеспечивают нагрев колодок и испарение влаги, приводящей к скрипу устройств.
  5. Контролировать состояние механики, обеспечивающей торможение. Чистить и смазывать механизм. Дополнительно смазывать тросики тормозного привода жидкостью WD-40.
  6. Оперативно менять изношенные колодки.

Выполнение этих рекомендаций поможет долго не задаваться вопросом, почему скрипит передний или задний тормоз на велосипеде. Если же проблема возникнет, главное – выяснить ее причину, после чего останется только грамотно устранить ее.

Чистка ротора

Тормоза велосипеда фото

Скрипящие звуки могут появляться при попадании на ротор смазки, чистящих средств или других веществ. Для чистки используется спирт или специальная жидкость-очиститель и технические салфетки, для отшлифовки – наждачная бумага с мелким зерном. Алгоритм действий следующий: отвинтить блокирующую шпильку и снять тормозные колодки, отвинтить тормозной диск от колеса, нанести на него спирт или очиститель и тщательно протереть.

Очищенный диск прошлифовать наждачной бумагой с мелким зерном – разместить на ровной поверхности и убрать отработанный поверхностный слой, имеющиеся трещинки и впадинки круговыми движениями. Отшлифованный диск повторно протереть салфетками и убрать. Затем очистить специальным химическим средством и прошлифовать о наждачку колодки. Протереть растворителем поверхность обода. В завершение тормозные колодки и блокирующую шпильку нужно установить обратно.

Альтернативный способ очистки тормозных колодок – их основательное прокаливание. Оно производится при помощи постоянного притормаживания при съезде с горки. В результате таких действий сжигается все лишнее, накопившееся за период эксплуатации.

Алгоритм замены изношенных колодок

Для замены изношенных колодок нужно:

  1. Раскрутить тормозную машинку. Ослабить винт, фиксирующий колодки. Если на дисковой механике находятся обычные усики, отогнуть их и изъять стержень.
  2. Снять машинку.
  3. Аккуратно толкнуть тормозные колодки вперед. Желательно применять при этом шестигранник.
  4. Установить колодки по бокам от упругой проставки, которая обычно поставляется в комплекте. Она не дает расходникам склеиваться.
  5. При помощи шестигранника разжать поршни машинки, которые немного выдвинулись вперед.
  6. Поставить расходники. Длинным винтом зафиксировать их в машинке и затянуть без чрезмерного усилия. Установить диск между колодками и поставить машинку. Слегка прихватить винтами, обеспечив перемещение машинки в стороны.
  7. Проверить расстояние между обоими колодками – оно должно быть приблизительно одинаковым.
  8. Убедиться в отсутствии трения при вращении колеса.
  9. Поочередно зафиксировать машинку, не допуская ее смещения при затягивании.
  10. Проверить правильность установки.

Для притирки колодок несколько раз разгоните велосипед до высокой скорости и резко затормозите.

Инструкция по перенастройке колодок

Скрипящие звуки могут появиться и из-за некорректной установки тормозов, когда они расположены под углом и несимметричны. В таком случае колодки нужно переустановить. Для этого вначале регулируется длина тросика. Оптимальным считается зазор между колодками в 3–4 мм. Настройка выполняется с применением небольшого винтика.

Важно получить равный зазор между колодкой и ободом с обеих сторон. Для увеличения расстояния нужно крутить винтик по часовой стрелке, а для уменьшения – против. При этом следует помнить, что при завинчивании винта с одной стороны с обратной стороны он выкручивается на такое же количество оборотов. Аналогично регулируются и задние тормоза.

Читайте в нашей предыдущей статье о том, как исправить «восьмерку» на колесе.

comments powered by HyperComments